Юлия Ревякина
Развитие навыков декоративного рисования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие навыков декоративного рисования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством»
«Рисование как изучение живой формы
есть одна из сторон знания вообще:
оно требует такой же деятельности ума,
как науки, признанные необходимыми
для элементарного образования».
П. П. Чистяков
Публикация «Развитие навыков декоративного рисования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Навык — это частично автоматизированное действие. По мере упражнения в той или иной деятельности человек совершенствуется в ее выполнении. Уровни освоения деятельности бывают различными. Умением называют освоенный человеком способ выполнения деятельности. Хорошо освоенные операции в составе деятельности начинают вы-полняться автоматизировано, без непосредственного контроля сознания. Навыком называют такое действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнений. Физиологическая основа навыка — динамический стереотип. Навыки формируются путем упражнений. Упражнение — это многократное повторение действий для их сознательного совершенствования.
На протяжении дошкольного детства развиваются движения пальцев и кисти руки, хотя не закончено еще окостенение пальцев. Формирование навыка рисования требует специальной подготовки.
В изобразительном искусстве, под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментами (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши, темперы, умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера — передачу вещественности предметов. Под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.
Техника, по образному выражению замечательного русского художника-педагога П. П. Чистякова, — это язык художника. Не владея этим языком, художник не сможет донести до зрителя замысел своего произведения. Большое значение качества исполнения для выражения идей художника отмечали русские художники И. Е. Репин, И. Н. Крамской.
П. П. Чистяков, подготовивший и воспитавший целую плеяду русских художников, неоднократно указывал своим ученикам на сильные и слабые стороны техники, подчеркивая ее значение для выражения замысла художника. Он писал: «К сожалению, при хорошем замысле и выразительности часто приходится видеть грубовато-неумелое исполнение, а ведь это большой недостаток».
Основная цель обучения рисованию в детском саду — научить детей изображению предметов и явлений как средством образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графи-ческой форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их.
Русский ученый В. М. Бехтерев относился к детскому рисунку как к «объективному свидетелю проявлений и развития детской психики» и большое значение в связи с этим придавал изучению характера детских рисунков. При анализе детских рисунков, по мнению ученого, должно быть принято во внимание развитие координации пальцев руки ребенка. Большую роль он отводил обучению маленького ребенка умениям правильно держать карандаш и пользоваться им. В. М. Бехтерев подчеркивал, что усвоение ребенком неправильных приемов с трудом преодолевается впоследствии и вредным образом отражается на рисовании и письме.
В работах Н. П. Сакулиной говорится о необходимости пристального внимания педагога к формированию навыков рисования, указывается, что наряду с обучением умению передавать в рисунке задуманное содержание необходимо учить детей техническим навыкам; отмечается, что приобретение умений владеть карандашом, кистью способствует развитию мелких и тонких движений кисти руки и пальцев.
Необходимость обучения рисованию, и в частности техническим навыкам, подчеркивается и современной психологией, которая утверждает, что способности к рисованию проявляются и развиваются только в процессе рисовальной деятельности ребенка и лучше всего в процессе обучения под руководством взрослого.
Восприятие и понимание произведений декоративно-прикладного искусства обогащают представления детей, позволяют найти разнообразные выразительные решения, воспитывают интерес к изобразительной деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать его и как можно лучше выполнить.
В процессе занятий рисованием у детей развивается восприятие. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринял. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившихся представлений.
Занятия по декоративному рисованию в последние годы все более тесно связывают с народным декоративным искусством. Дети при этом видят богатство фантазии народа, его мастерства, жизнелюбия, талант, что способствует не только эстетическому, но и нравственному воспитанию. Изделия народных мастеров есть в каждом регионе, и в работе с детьми нужно использовать то, что им близко, что они могут видеть почти каждый день и замечать их красоту.
Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. П. П. Чистяков писал: «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования».
Рисование позволяет ребенку передать свои впечатления от окружающего мира на бумаге и других материалах, свое эмоциональное отношение к окружающему. Это определяется прежде всего тем, что эта деятельность основывается на искусстве, которое заключает в себе концентрированную информацию о времени, о жизни людей, их труде, обычаях, нравах, их идеалах, эталонах добра и красоты. Рисование для ребенка не только интересно, но и важно, полезно во многих отношениях, способствует развитию моторики, психических процессов, речи.
При нормальном развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.
У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Психические процессы у детей с общим недоразвитием речи также специфичны и требуют целенаправленного и планомерного развития.
Значение изобразительной деятельности для развития творчества ребенка неоспоримо. И тем важнее его использование для детей с общим недоразвитием речи.