Татьяна Константиновна Колодезная
Педагогические условия формирования навыков сюжетного рисования детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе мировое сообщество переживает изменения, затрагивающие все сферы жизнедеятельности человека. Проблемы общества порождают и проблемы образования. Одной из них, которую пытаются разрешить философы, социологи, психологи, педагоги, является культуросообразность образования (Е. В. Бондаревская, Н. Г. Гусева, В. Н. Леднев, Л. Н. Лесохина, Т. П. Мальков, Е. Н. Шменов и др.)
Публикация «Педагогические условия формирования навыков сюжетного рисования детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Рисование по замыслу и по представлению
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Проблемам художественно-эстетического воспитания в его соотношении с образованием посвящены работы многих ученых (Р. Арнкейм, В. С. Кузин, Б. Т. Лихачев, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Б. А. Юсов и др., в том числе и дошкольников (Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Т. Г. Казакова, Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, О. Г. Тихонова и др.).
В изобразительной деятельности, как части художественного воспитания формируются навыки рисования и умения отобразить сюжет, выбранный ребенком.
Сюжетное рисование – это особый вид детской деятельности, который требует четких представлений об окружающем, знаний в области, основ изобразительного искусства, умений использовать разнообразные средства художественной выразительности для передачи связного содержания.
Ян Амос Каменский писал, что «дети, которые будут привлечены к рисункам и внимание которых будет захвачены посредством игры и шутки, приобретут понятия о главнейших предметах в мире».
Сюжетное рисование – это своеобразный венец всей предшествующей изобразительной деятельности дошкольников. Выполнение сюжетных рисунков требует от дошкольников не только наличие определенных умений и навыков в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа, но и фантазии, хорошей памяти, наблюдательности.
Такие исследователи, как Ж. И. Шиф, В. Г. Петрова считали, что на занятиях сюжетного рисования у детей на наглядно-действенной основе формируются трудные для них понятия, которые связаны с процессом изображения, идет активное накопление новых слов.
В работах С. Д. Галайды, Н. П. Сакулиной, Л. В. Компанцевой, Л. А. Раевой и др., были предложены разнообразные методические приемы, позволяющие обучать детей сюжетному рисованию. Среди них дидактические игры, разнообразные игровые ситуации ( например: «Фотографы», игра предположенная Л. А. Раевой, творческие задания и пр. Но, как показывает опыт, детские композиции остаются весьма бедны, однообразны, редко включают многоплановость.
Однако, как показывает практика, дети дошкольного возраста испытывают трудности при создании сюжетных рисунков. Трудности эти связаны с выбором композиций, цветового решения рисунка, определением смыслового центра и установлением разнообразных изобразительно-выразительных сюжетных связей. Это и определило выбор темы «Педагогические условия формирования навыков сюжетного рисования у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования – определить педагогические условия процесса оптимизации процесса обучения сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – сюжетное рисование детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования навыков сюжетного рисования у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, искусствоведческую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста навыков сюжетного рисования.
3. Разработать систему мероприятий для оптимизации процесса обучения сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста.
4. Апробировать на практике предложенную систему работы.
Гипотеза исследования – заключается в предположении о том, что процесс формирования навыков сюжетного рисования у детей старшего дошкольного возрастабудет более успешным при соблюдении следующих условий :
проработка темы в течение нескольких занятий по изобразительной деятельности;
активного использования дидактических игр и упражнений, способствующих освоению основных средств выразительности в сюжетном рисовании;
введения установки на соблюдение этапов работы с цветом (заполнение фона, затем выделение цветом смыслового центра, работа с тонировкой и заполнение окружающего пространства).
Научная новизна и теоритическая значимость, заключается в введении в практику работы систему тщательной проработки одной темы в течение 3-4 занятий, составлении тематических комплексов, которыми могут воспользоваться практические работники дошкольного образования.
В ходе анализа работ С. Д. Галайда, В. Б. Косминской, Н. Н. Ростовцева, Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной я не обнаружила, что до настоящего времени нет единого определения понятия «сюжетное рисование». Мной была предпринята попытка обобщить выводы ученых и сформулировать свое определение понятия «сюжетное рисование».
Таким образом, под сюжетным рисованием я буду понимать процесс создания ребенком изображения, в котором он изобразительно-выразительными средствами передает свои наглядно-чувственные впечатления, объединяя все действующие объекты в единое содержательно-образное поле.
Изучение научно-методической литературы показало, что работа над сюжетным изображением осуществляется в течение 1-2 занятий. В ходе самого занятия воспитатель обращается к опыту детей, обсуждает содержание рисунков и руководит самостоятельной работой детей. Предварительная работа заключается в расширении представлений об окружающем и знакомством с изобразительным искусством.
Были изучены уровни сформированности навыков сюжетного рисования. Изучение проводилось в двух группах детского сада, одна из которых была принята за экспериментальную, а вторая за контрольную. Анализ работ Н. П. Сакулиной, Г. В. Лабунской, Т. С. Комаровой, позволил выделить критерии оценки уровня сформированности навыков сюжетного рисования. Я выделиласледующие:
I. Содержание изображения (полнота созданного образа).
Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения.
II. Передача формы.
А) форма передана точно;
Б) есть незначительные искажения;
В) искажения значительные, форма не удалась.
III. Строение предмета.
А) части расположены верно;
Б) есть незначительные искажения;
В) части предмета расположены неверно.
IV. Передача пропорций предмета в изображении:
А) пропорции предмета соблюдены;
Б) есть незначительные искажения;
В) пропорции предмета переданы неверно.
V. Композиция.
В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения композиций выделяются две группы показателей:
1. Расположение изображений на листе:
А) по всей плоскости листа;
Б) на полосе листа;
В) не продумана, носит случайный характер.
2. Соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
А) Соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
Б) есть незначительные искажения;
В) пропорциональность разных предметов передана неверно.
VI. Передача движения.
А) движение передано достаточно четко;
Б) движение передано неопределенно, неумело;
В) Изображение статичное.
Этот критерий оценивается, если задача передавать движение выделялась на занятии или вытекает из темы.
VII. Цвет.
В этом критерии выделяются две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов, вторая – творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом.
1. Цветовое решение изображения композиции:
А) передан реальный цвет предметов;
Б) есть отступления от реальной окраски;
В) цвет предметов передан верно.
2. Разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
А) многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
Б) преобладание нескольких цветов или оттенков, в большей степени случайное;
В) безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Оценка давалась по трё хбалльной системе:
А – 3 балла; Б – 2 балла; В – 1 балл
В соответствии с этой бальной системой я разработала шкалу оценок.
Уровень Баллы
ВЫСОКИЙ 46-54
СРЕДНИЙ 30-45
НИЗКИЙ МЕНЕЕ 27
Таким образом, обе группы совершили количественный скачок: в каждой из них появились работы более высокого уровня. Однако, в экспериментальной группе есть дети, чьи работы немного не дотянули до первого уровня, в то время как в контрольной группе такого не наблюдается.
Теперь остановимся на качественной характеристике. Уже количественные данные говорят о том, качество работ контрольной группы несколько хуже. Но, конечно, улучшения по сравнению с прошлым этапом диагностики: ни один из детей не отказывался от выполнения задания, делились после окончания работы своими впечатлениями. Сами рисунки изменились: дети использовали больше цветов.
Таким образом, могу констатировать тот факт, что дети контрольной группы в этот раз в целом сравнились с заданием и показали улучшение своих результатов по сравнению с констатирующим этапом эксперимента.
В экспериментальной группе могу выделить такие изменения: появились рисунки первого уровня, а это значит, что есть работы, в которых мы встречаемся с эмоциональным отношением к заданию, раскрытием сюжета, сложным построением рисунка, использованием цвета в соответствии с замыслом и заданием.
Следовательно, можно говорить о количественных и качественных изменениях в лучшую сторону, произошедших и в контрольной, и в экспериментальной группах. Но в экспериментальной группе эти изменения имеют более сложный характер и охватывают работы всех уровней.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что подбор дидактических игр и упражнений на формирование художественных умений оказались эффективными. Разработка занятий для закрепления умений в сюжетном рисовании способствовала возникновению выше перечисленных изменений. Подбор тем для занятий в течение года оказало положительное влияние на формирование художественных учений. Использованные методы и приемы, которые применялись на занятиях и при проведении дидактических игр и упражнений повысили интерес детей к творческой деятельности, создали благоприятный эмоциональный настрой во время занятий, решили задачи развития восприятия предметов окружающего и наглядно-образного мышления. Однако, итоги контрольного этапа эксперимента показали недостаточное развитие графических навыков, развития воображения, небольшое количество работ первого уровня. Недостатки развития этих сторон, а также повышение эффективности заданий, направленных на формирование художественных умений, позволяет наметить дальнейшие направления работы по данной проблеме.
В ходе теоритического исследования мной были выделены навыки сюжетного рисования и намечены пути оптимизации процесса обучения детей старшего школьного возраста сюжетному рисованию. Также было установлено, что слабая методическая оснащенность, нехватка наглядных пособий не позволяет педагогам вести достаточно успешную работу по совершенствованию навыков сюжетного рисования.
Соблюдение выделенных на развитие мышления, восприятия, воображения, эмоциональной сферы, графических умений старших дошкольников в процессе сюжетного рисования. Это нашло отражение в результатах повторной диагностики уровня развития навыков сюжетного рисования в экспериментальной группе.
В ходе реализации разработанных мер по оптимизации процесса обучения детей 6-го года жизни сюжетному рисованию удалось заинтересовать детей, обогатить знания дошкольников об изобразительных материалах и способах их применения, создать положительный эмоциональный настрой, развить восприятие, наглядно-образное мышление, сформировать предпосылки для проявления фантазии, инициативы, активности на занятиях.
Дидактические игры и упражнения использовались как на занятиях по сюжетному рисованию, так и вне занятий с целью развития мышления, воображения, восприятия, мелкой моторики, эмоциональной сферы в индивидуальной работе с ребенком. Использование дидактических игр позволило организовывать работу как со всеми детьми одновременно, так и с подгруппой детей.
Качество усвоения детьми дошкольного возраста различных знаний, умений и навыков во многом зависит от уровня подготовленности педагогов. Мониторинг показал, что педагоги в ДОУ имеют недостаточное представление об особенностях сюжетного рисования, затрудняются в выделении навыков сюжетного рисования и приемов руководства им. Для преодоления этих недостатков была разработана программа методической работы с воспитателями дошкольного образовательного учреждения. Данная программа была реализована частично и работа по освоению данного содержания будет продолжена.
Таким образом, проведенная работа и результаты контрольного эксперимента доказали, что поставленные задачи решены, а выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.
Конечно, чтобы качество усвоения детьми дошкольного возраста различных знаний, умений и навыков было более результативным так же необходима помощь и поддержка семьи. Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме формирования навыков сюжетного рисования у детей, было проведено анкетирование. Которое показало, что данная проблема волнует родителей, и они считают формирование навыков сюжетного рисования одним из необходимых условий всестороннего развития личности, но не имеют достаточно знаний и информации по данной теме.
В помощь родителям оформили стенд «Художник – кто он?» где знакомили с жизнью и творчеством знаменитых художников, знакомили с тематикой картин. Завели папку – копилку, в которую вместе с родителями собирали интересные рисунки детей. Проводили консультации такие как, «Почему не каждый ребенок любит и умеет рисовать», «Поэтические и художественные произведения, как средство развития творческого подхода ребенка к изображению окружающего мира». Была создана книжка – передвижка «Знакомим детей со средствами и способами изобразительной деятельности». Проводится семинар – практикум для родителей «Неталантливых детей не бывает», открытое занятие на тему: «Мастерская художника», день открытых дверей «Страна Изобразилия». Организовали выставку детских работ (совместных с родителями) на тему: «Придумай свою сказку». А также советовали посещать Краеведческий музей, выставки картин, выставку восковых фигур, коллекций бабочек, выставки работ детей из художественной школы и др.
В заключении хочется сказать о том, что ребенок не может овладеть знаниями, умениями и навыками самостоятельно.
Только при совместной и тесной работе семьи и дошкольного учреждения можно добиться положительных результатов в формировании навыков сюжетного рисования.
Список используемой литературы
1. Каменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. – М. «Учпедгиз», 1965.
2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность дошкольника. – М., 1990.
3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. – М. «Педагогика», 1978.
4. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М. «Просвещение», 1987.
5. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. – М. 1965.
6. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. «Просвещение», 1982.
7. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М. 1956.