Ирина Ширяева
Развитие музыкальных способностей и творческих навыков детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 26 комбинированного вида» - «Детский сад № 64»
Проект
«Развитие музыкальных способностей и творческих навыков детей старшего дошкольного возраста
посредством музыкальных игр»
Составитель:
Публикация «Развитие музыкальных способностей и творческих навыков детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
филиала МАДОУ «Детский сад № 26»
«Детский сад № 64»
Ширяева Ирина Николаевна
г. Первоуральск
2016
Паспорт проекта
Название проекта Развитие музыкальных способностей и творческих навыков детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных игр
Инициатор Музыкальный руководитель – Ширяева Ирина Николаевна
Обоснование инициации проекта Разработать комплексные занятия для детей старшего дошкольного возраста
Стратегические цели проекта Развить свойства памяти, мышления и музыкального восприятия
Результаты проекта Разработанный комплекс занятий для детей старшего дошкольного возраста
Окружение проекта Администрация ДОУ. Педагоги ДОУ. Другие работники ДОУ. Родительская общественность.
Целевые показатели и критерии успеха проекта Наличие разработанной программы. Эффективность и удобство использования продукта на практике. Положительная оценка при внешней экспертизе продукта.
Типология ресурсов
Тип ресурса Комментарии
Интеллектуальные Необходимый уровень знаний для организации творческих и музыкальных занятий, необходимых для проектной деятельности
Материальные Наличие помещений, оборудования, литературы
Финансовые Совокупность собственных и привлеченных денежных средств.
Профессиональные Профессионально-квалификационный уровень музыкального руководителя по направлениям деятельности проекта
Правовые Наличие нормативно-правовых документов, обеспечивающих реализацию проекта (положения, регламенты.)
Управленческие Способность организовать деятельность эффективно, деятельность ориентировать на поставленную цель
Нравственно-волевые Инновационная готовность инициатора проекта
Информационные Наличие базы данных, системы поиска регулярной информации, литературы
Введение
Цель: Развитие свойств внимания, памяти и мышления детей старшего дошкольного возраста через музыкально-художественную деятельность (творческого плана)
Задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- внедрить методы проведения музыкально-художественной деятельности, используя комплексный подход;
- применить комплексный подход в музыкально-художественной деятельности.
Актуальность темы не вызывает сомнения ввиду использования комплексного подхода в процессе развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Звуки музыки сопровождают нас с момента рождения и до глубокой старости. Без нее невозможно представить ни один из моментов нашей жизни. Даже в том случае, если мы не замечаем ее, она присутствует в каждом мгновении. Музыка играет огромную роль в познании ребенком мира, значение детских музыкальных занятий невозможно переоценить во всестороннем развитии личности. Поэтому очень важно с самого раннего возраста развивать у малышей слух, чувство ритма, интерес к этому виду искусства, стимулировать их потребность в творчестве.
Рисование, лепка, аппликация не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид деятельности. Они приобщают детей к миру прекрасного, развивают креативность, формируют эстетический вкус, позволяют ощутить гармонию окружающего мира. Зачастую несут в себе элементы психотерапии: успокаивают, отвлекают, занимают.
Творчество побуждает детей видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в детском возрасте, необходимо развивать способности ребёнка образно воспринимать мир, продумывать новые сюжеты.
Музыкальные занятия комплексного характера соединяют такие доступные детям виды музыкальной деятельности, как прослушивание музыки, пение детских песенок, движения и игры под музыку и игру на детских музыкальных инструментах.
• Следует отметить, что музыкальные занятия для детей – это возможность научиться свободному владению голосом. Освоение своего тела через восприятие звукового ряда поможет раскрепоститься маленькому музыканту.
В комплексных занятиях прослеживается совокупность предметов и явлений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, сочетание материала (поэтического, музыкального, игрового, познавательного) к одной теме.
Комплексность – такое взаимодействие, когда виды деятельности, искусства или образовательные области используются не одновременно, а последовательно, с логической выстроенностью. Они объединяются темой, воспитательными задачами.
Несмотря на комплексность, мною также использован принцип интеграции при создании проекта. Важная составляющая интегрированного занятия направлена на развитие эмоциональной сферы детей. Общеизвестно, что чем богаче художественный опыт ребенка, тем точнее его критерии, оценки, тем выразительнее его творчество.
Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:
* социальные, в том числе нравственно-этические;
* эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические;
* логико-математические;
* естественно-научные.
Интегрированное занятие строится на взаимодействии, взаимовлиянии, взаимодополнении различных видов деятельности, образовательных областей или видов искусства, при котором происходит синтез художественного восприятия и образного мышления, направленный на целостное восприятие образа.
Повседневное приобщение детей к занятиям музыкой – одно из условий развития в ребенке творческих способностей. Поэтому в организации музыкально-художественной деятельности педагог использует комплексный и интегрированный подход. Музыкальные занятия для детей включают в себя отдельные курсы по вокальному и актерскому мастерству. Программы, составленные опытными педагогами на основе современных методик и программы для детей дошкольного возраста - "Ладушки", прививают чувства ритма и слуха, раскрывают творческий потенциал. Это позволяет развивать малышей всесторонне. В репертуаре мною используются: народные песенки, попевки, игры, а также музыкальные произведения современных композиторов.
Интеграция музыкально-художественной деятельности с другими образовательными областями в образовательной деятельности с детьми
Разработка конструкта музыкально-художественной деятельности
Музыкальное воспитание, также как и музыкальные игры имеют важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребёнка.
Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Таким образом, общие задачи музыкального воспитания и развития детей сводятся к следующему:
1. Побуждать активный интерес и любовь к музыке, развивать правильное её восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно – эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.
2. Обогащать музыкальные впечатления, знакомя с разнообразными произведениями и сведениями о них.
В процессе разработки комплексных занятий для детей старшего возраста я пользовалась следующими методами изучения нового материала:
- скорректировать процессы запоминания, сохранения информации, удержания и воспроизведения в памяти;
- развивать сосредоточенность слухового внимания, наблюдательность, быстроту реакции на речевой сигнал;
- учить устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать;
- развивать интеллектуальные способности за счёт целенаправленного взаимодействия голоса, мимики, жестов, движения, поз, предметных действий в играх.
Для того, чтобы комплексные занятия лучше усваивались и имели результативность необходимо создать благоприятную развивающую среду : изготовление пособий, атрибутов, элементов костюмов; подбор наглядного материала; приобретение аудиозаписей; разучивание нового репертуара; пополнение картотеки музыкальных игр.
Этот прием в музыкальной деятельности мне помог вызвать у детей эмоциональный всплеск познавательных и творческих способностей, также вовлечь детей в творческий процесс игр и сформировать нравственные и этические идеалы.
В данном проекте мною спроектирован и представлен свой ход комплексных занятий. Данный комплекс проводится в три этапа.
Первый этап
Комплексного занятия заключается в проведении индивидуальной работы с детьми. Для творческих заданий используются следующие игры:
«Музыкальное лото», «Три поросенка», «Лужи», «Автомобили».
Второй этап
На втором этапе я знакомлю детей с музыкально-дидактическими играми, направленными на развитие песенного творчества.
И. Арсеева «Петрушка», Т. Морозова «Колобок».
Третий этап
На третьем этапе музыкально-художественной деятельности организуется самостоятельная игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста.
В своей работе использую еще одну педагогическую технологию Санкт-Петербургских педагогов-новаторов А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской : «Педагогическая технология развития музыкально-художественного восприятия на интегративных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста».
В начале третьего этапа идет обогащение музыкально-слухового опыта детей в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями П. И. Чайковского, А. Вивальди, Г. Свиридова, В. А. Моцарта, Р. Шумана. Содержание произведений передается с помощью рисунка, соответствующего содержанию пьесы. В конце этого этапа я провожу музыкальную викторину и выставку рисунков по данному произведению.
Выставка рисунков по музыкальному произведению «Сказка о царе Салтане», муз. Н. А. Римского-Корсакова.
Выставка рисунков (восприятие и воображение детьми колыбельных песен).
В середине третьего этапа дети выражают свои результаты восприятия музыки в различных видах художественно-творческой деятельности. Проводится интегративное занятие на развитие восприятия музыкальных произведений и программных песен, отображающихся в детских рисунках.
В середине третьего этапа дети выражают свои результаты восприятия музыки в различных видах художественно-творческой деятельности. Проводится интегративное занятие на развитие восприятия музыкальных произведений и программных песен, отображающихся в детских рисунках.
Вовлекая детей в практическую деятельность, побуждая в них желание попробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета (карандашами или фломастерами, мелками, акварельными или гуашевыми красками, с помощью бумаги разной фактуры и цвета, можно вызвать в них эстетическое чувство, научить видеть красоту.
Заключительной частью третьего этапа является организация самостоятельной полихудожественной деятельности детей и их родителей – выставка детско-родительских поделок «Наши любимые песни».
Песня «Тяв-тяв» В. Герчик. Песня «Чунга-чанга» В. Шаинского. Песня «Медузы» Л. Аксеновой».
Песня «Мы космонавты» муз. Д. Тухманова.
Занятия комплексного плана требуют того, чтобы дети сами пытались найти ответы на свои вопросы. Также учат детей действовать самостоятельно, избегать прямых инструкций, не сдерживать инициативу детей. Я только помогаю им проследить связи между предметами, событиями и явлениями, обобщать и классифицировать информацию.
Заключение:
В процессе разработки комплексных занятий по музыкально-художественной деятельности я пришла к поставленной цели, и сумела воплотить свой творческий проект на практике, в музыкально-художественной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Также сделала вывод, что интегрированный подход к занятиям, которые я разработала, помогает развитию свойств внимания, памяти и мышления детей дошкольного возраста.
Детям предоставляется возможность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Дети приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах. Музыка звучит в сюжетно – ролевых играх, на занятиях по физкультуре, прогулке. Комплексный подход к решению задач музыкально – эстетического воспитания позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребёнка.
На самом деле очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Внимание и одобрение является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. На практических занятиях комплексный подход полностью это доказывает.
Результатом проекта: «Развитие музыкальных способностей и творческих навыков детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных игр» стали :
Этапы комплексного занятия
Результаты через 3 месяца
(% нагрузки уделенного времени при проведении комплексного занятия) Результаты через 6 месяцев
(% нагрузки уделенного времени при проведении комплексного занятия)
1 этап Индивидуальный подход
2 этап
Развитие песенного творчества
3 этап
Самостоятельная игровая деятельность
Всего: 30% нагрузки
25 % нагрузки
45 % нагрузки
100% 20% нагрузки
17% нагрузки
63% нагрузки
100%
Литература
1. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций ребенка. М., 2006. 234 с.
2. Репина Т. А. Деятельность и взаимодействие дошкольников. Спб. 2005. 143 с.
3. Куприна Н. Г. Методическое пособие / «Народная педагогика и музыкальное воспитание детей». Екатеринбург. 2001. 35 с.
4. Метлов Н. Песни для детского сада. Вып. 2. М., 1965. 148 с.
5. Федорова Г. П. Заглянет солнце и в наше оконце: игры и потешки для развития способностей детей. Спб. 1997. 47 с.
6. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Педагогическая технология развития музыкально-художественного восприятия на интегративных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Спб., 2004. 231 с.