Валентина Куприянова
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игрового общения
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте дети активно вступают в различные взаимоотношения с окружающими людьми. В то же время ребенок еще не владеет достаточными коммуникативными навыками, чтобы самостоятельно регулировать свои отношения со сверстниками, взрослыми. Установлению взаимоотношения между детьми способствует правильно организованная игровая деятельность.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игрового общения» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Ведущим фактором развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста является наличие игрового общения детей. Обязательные условия развития коммуникативных навыков выступает целенаправленная организация детской игровой деятельности и игровых взаимоотношений.
Наша работа направлена на вовлечение детей в игровое общение в процессе игр- драматизаций по якутским сказкам; организацию самостоятельно-коммуникативной деятельности детей посредством игр на региональном материале. При разработке системы игр были учтены принципы:
1 «От близкого к далекому» и в зоне ближайшего и актуального развития.
2 Опора на знание и уважение к родной культуре.
3 Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
4 Обеспечение психологического комфорта детей в условиях игры.
5 Активное участие родителей в работе с детьми.
Разработана система образовательной работы на основе сюжетов якутских сказок: «Куобах туьунан остуоруйа», «Хабаратта эмээхсин уонна Алаа-Мо5ус», «Чыычаах уонна Алаа-Мо5ус», «Тураах хара дьуьуннэммитэ», «Атыыр уонна Атыыр о5ус», «Дыбыы Кылыыьыт», «Сутурук са5а бухатыыр» и другие.
При работе со сказками были определены дидактические задачи, содержание речевой работы и коммуникативные навыки в виде перспективного плана. Для обеспечения игрового, развивающего пространства создали игровую комнату «Якутская культура». Для обогащения игровой комнаты создали комплект игр для реализации регионального компонента дошкольного образования : познавательная шкатулка (материалы для игр, изготовлены игровые атрибуты, ширма для кукольных постановок, пальчиковые куклы, куклы-конусы, куклы из плотной бумаги. Рядом с игровой комнатой организована богатая библиотека, в которой собраны книги по разным тематикам.
Родители как партнеры активно участвовали в обогащении предметно- пространственной развивающей среды. Для театральной деятельности изготавливали атрибуты игр, шьют костюмы, куклы. В комнате «Якутская культура» дети свободно, по желанию играют, знакомятся с народной культурой, представления о традициях, обычаях, еде и нравственных устоях народа такие как доброта, терпение, честность, скромность и верность, бережное отношение народа к окружающей среде, преклонение к природе, духам Земли, Огня, Солнца, Воды.
С целью развития якутской разговорной речи использованы комплекс авторских настольных игр: «Хабаратта эмээхсин уонна Алаа Мо5ус» («Хабаратта бабушка и Алаа Могус»); ДИП «Сонор»; «Остуоруйа устун айан» («Путешествие по якутским народным сказкам»); «Остуоруйаны таай» («Угадай из какой сказки?», дидактические игры «Таптыыр остуоруйаларым» («Любимые сказки») компьютерная игра.
Основными задачами авторских дидактических игр является развитие познавательного интереса к миру якутских сказок; формирование навыков связной якутской диалектической, монологической, устной, разговорной речи.
Для лучшего усвоения характера образа героя сказки, развития смекалки, ловкости, быстроты совместно с детьми придумываем и играем подвижные игры: например «Хабаратта эмээхсин уонна Алаа Мо5ус» («Хабаратта бабушка и Алаа Могус», «Кырынаас кутуругун тебете хара буолбута».
Для нравственного воспитания детей было разработано пособие «Калейдоскоп добрых дел». С целью формирования доброжелательных отношений детей друг к другу, игрового взаимодействия, закрепления знаний и навыков правил общения.
Проводимая нами работа позволяет определить наиболее эффективные педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игрового общения. Разработка системы образовательной работы на основе сюжетов якутских сказок, создание предметно- пространственной среды для обеспечения театрально- игровой деятельности детей; использование комплекса авторских игр для развития якутской разговорной речи.
Участвуя в совместной игровой деятельности, эмоционально заряжаясь, воодушевляясь сказочными образами старшие дошкольники усваивают и закрепляют необходимые для жизни в обществе коммуникативные умения и действия.