Людмила Филимонова
Развитие навыков общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Общение очень важно для ребенка, посредством общения дети легче находят подход друг к другу, а игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность.
Д. Б. Эльконин в работе «Психология игры» проводит мысль о внутреннем родстве всех видов игр, обращает на себя внимание четкая научная позиция автора о социальном происхождении и содержании сюжетно-ролевой игры ребенка.
Публикация «Развитие навыков общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их сюжетах родители могут быть строгими или добрыми, грустными или веселыми. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Ролевые игры детей наполнены социальным содержанием и служат средством вникания во всю полноту человеческих отношений. В сюжетно- ролевых играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых" (Д. Б. Эльконин). В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное. Как писал Л. С. Выготский в своих работах, "игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».
Игра в старшем дошкольном возрасте еще более усложняется. Становится более насыщенней, разнообразней. У детей в этом возрасте должно быть развито умение сплачиваться в игру, договариваться о сюжете совместных действиях, отображать характерные черты игрового образа.
Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Формирование стойких познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающем мире, о труде взрослых, которым дети подражают в большей степени в своих играх.
Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета игры, намечают план, последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представлять воображаемые события. Дети в этом возрасте могут сами распределять роли.
Обсуждения содержания игры, хода развития, распределение ролей —на этом этапе игры происходит начало развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста. При обсуждении в первом этапе игры дети хотят играть в «поход». Воспитатель спрашивает: «Куда вы хотите отправиться?» Дети начинают спорить: одни говорят - в лес, другие – в горы. Максим предлагает –в парк. Дети соглашаются с ним. Своевременно поставленный вопрос дает возможность определить содержания игры.
У детей старшего возраста не может быть одного способа распределения ролей. Всё зависит от содержания игры, от состава участников. Это может быть и общее обсуждение с участием воспитателя, и избрание организатора (с общего согласия детей, который назначает, кем будет каждый участник.
В игре проявляются и развиваются три типа взаимоотношений ребёнка с партнё ром: 1) межличностные отношения, возникшие до начала игры; 2) сюжетно-ролевые отношения, определяемые характером персонажей, их взаимодействием по сюжету; 3) организационные, в процессе которых дети выходят из роли и осуществляют контроль за действиями партнёров.
Реализация этих взаимоотношений в игре может вызвать конфликты. Совместная деятельность требует согласования действий всех её участников, а это для детей трудно. Общая неуверенность, слабое владение навыками активной и эмоционально насыщенной коммуникативной деятельности являются основными причинами рассогласования коллективной игры.
Таким образом, специфической закономерностью развития детей старшего дошкольного возраста является трудности формирования образа окружающего мира, который характеризуется отсутствием целостности, нечёткостью, неполнотой, вербализмом знаний.
Однако включение детей в понятную им на данном возрастном этапе игровую деятельность даёт возможность обогатить их представления о «мире вещей в мире людей», систематизировать эмоциональный и социальный опыт общения в творческом взаимодействии со взрослым и сверстниками.
Подводя итог общения детей старшего дошкольного возраста, можно утверждать, что необходимость включения детей в разнообразную и многофункциональную игровую деятельность для развития и коррекции навыков общения. Данной игрой, направленной на успех и обеспечивающей детям гармоничное личностное развитие, является сюжетно-ролевая игра.