Ольга Дацко
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
О. В. ДАЦКО
Старший воспитатель МБДОУ №21 «Колосок»
ст. Приазовской Приморско-Ахтарского района Краснодарского края
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Аннотация. В статье автор раскрывает важность применения игрой деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативный навык, общение, игровая деятельность.
В настоящее время многие психологи и педагоги признают актуальность проблем, связанных с развитием коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Наша жизнь буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – это одна из самых важных человеческих потребностей. Общение является главным условием и основным способом жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в этом мире и принимает ту или иную позу.
В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Коммуникация — это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает в себя: передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой передается информация и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. В словаре русского языка С. И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет нам считать эти термины эквивалентными.
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности разработанная А. А. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М. И. Лисина, А. Г. Рузская рассматривают общение как коммуникативную деятельность. В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, влияют на общий уровень его деятельности (Д. Б. Эльконин).
Развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.
Общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений, достижения общего результата.
Общение ребенка – это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать и слышать, использовать мимику и жесты для более экспрессивного выражения своих мыслей.
Навык –это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий. Говоря же о коммуникативных навыках, имеются ввиду автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, формированию которых способствует пример общение со сверстниками, с педагогами, родителями, пример взрослых.
Е. Кормильцевой и Л. Г. Соловьевой считают, что любой коммуникативный навык подразумевает, прежде всего, распознавание ситуации, после чего в голове выплывает меню со способами реакции на эту ситуацию, а затем выбирается из списка наиболее подходящий и удобный способ для дальнейшего применения.
Своевременному формированию всех коммуникативных навыков способствует общение и конечно пример старших. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает как субъект. Общение это не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Задачи исследования:
- провести серию наблюдений за детьми подготовительной к школе группы во время игровой самостоятельной деятельности и определить развитость у них коммуникативных навыков общения;
- проанализировать полученные данные;
- сделать обобщение и выводы.
Наблюдение проводилось с февраля по май 2016 года в МБДОУ № 21 ст. Приазовской Приморско-Ахтарского района Краснодарского края в подготовительной к школе группе. За основу была взята методика «Метод наблюдения» Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой [1 ]
Регистрация поведения детей велась с помощью протоколов, что позволило более точно определить характер отношения ребенка к сверстникам. Наблюдая, за детьми фиксировалось поведение детей по указанным параметрам. В ходе наблюдения выявлено, что ни у одного ребенка не наблюдалась отсутствие или слабо выраженной инициативности (0-1балл, это говорит о развитости потребности в общении со сверстниками и умении найти подход к ним. Средний показатель инициативности встречался у 60% детей, а высокие показатели инициативности у 40% старших дошкольников. У одного дошкольника отсутствует чувствительность к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота», это говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии общения. 53% воспитанников подготовительной группы МБДОУ №21 высокая чувствительность к воздействиям сверстников. Дети с удовольствием откликаются на инициативу, легко подхватывают идеи и действия. У 40 % старших дошкольников средняя чувствительность к воздействиям сверстников, они не всегда отвечают на их предложения.
Важной качественной характеристикой общения является преобладающий эмоциональный фон. В подготовительной к школе группе один ребенок имеет преобладающий негативный фон. Ребенок постоянно раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или даже дерется, такой ребенок требует особого внимания. Но в основном преобладает положительный фон. Положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстникам у детей сбалансированы, это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику.
Таким образом, проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы:
1. В процессе игровой самостоятельной деятельности абсолютно у всех детей развита потребность в общении;
2. У большинства детей средний и высокий показатель инициативности;
3. В группе нормальный эмоциональный настрой, так как положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстникам.
(Приложение)
Методика «Метод наблюдения» (Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова, ВЛАДОС, 2005г.)
Цель: первичная ориентировка в реальности детских отношений, выявление конкретной картины взаимодействия детей.
Данный метод является, незаменим при первичной ориентировке в реальности детских взаимоотношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, даёт много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребёнка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:
1. Инициативность- отражает желание ребёнка привлечь к себе внимание сверстника, побудить его к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение.
2. Чувствительность к воздействиям сверстника- отражает желание и готовность ребёнка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращение сверстника действиях ребёнка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласовании собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него.
3. Преобладающий эмоциональный фон –проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребёнка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой, негативной.
На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведённой ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.
Критерии оценки параметров выраженность в баллах
Инициативность
-отсутствует: ребёнок не проявляет никакой активности,
играет в одиночестве или пассивно следует за другими;
-слабая: ребёнок крайне редко проявляет активность
и предпочитает следовать за другими детьми;
-средняя: ребёнок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;
-ребёнок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия.
Чувствительность к воздействиям сверстника
-отсутствует: ребёнок вообще не отвечает на предложения
сверстников;
-слабая: ребёнок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;
-средняя: ребёнок не всегда отвечает на предложения сверстников;
-высокая: ребёнок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия.
Преобладающий эмоциональный фон
-негативный;
-нейтрально-деловой;
-позитивный.
Список литературы:
1 Смирнова Е. О., Холмогорова В. М., Межличностные наблюдения ВЛАДОС, 2005г.
2. Лисина М. И., Сарториус Т. Д. «Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников/ под ред. Б. Д. Эльконина, И. В. Дубровиной. М. : Просвещение 2000г. 169с.
3. Леонтьев, А. А. Психология общения /А. А. Леонтьев. М. : Смысл, 2009. - 365 с.
4. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А. Г. Рузской. М. : Институт практической психологии, 2008. 384 с