Получи документы

Развитие музыкально-творческих способностей детей средствами театрального искусства в различных видах музыкаль

Наталья Лыгина
Развитие музыкально-творческих способностей детей средствами театрального искусства в различных видах музыкаль
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие музыкально-творческих способностей детей средствами театрального искусства в различных видах музыкальной деятельности

Лыгина Н. В., музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка» г. Тамбова

Публикация «Развитие музыкально-творческих способностей детей средствами театрального искусства в различных видах музыкаль» размещена в разделах

Чтобы ребёнок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы, взрослые, окружаем его любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является искусство - живопись, театр, музыка. Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение и фантазию.

Музыка, театр и живопись существуют с глубокой древности. Задача педагога - помочь ребенку познать и сделать своим духовным достоянием наследие мировой культуры.

Приобщение дошкольников к миру прекрасного, формирование вкуса, общей культуры обусловливается многими факторами, в том числе и тем, что одной из граней окружающего нас мира является культура.

Долгие годы дети в дошкольных учреждениях были изолированы от серьёзного, "взрослого" искусства. Лишь в последнее время представители различных наук (педагогической, психологической, а также педагоги-практики обратили серьёзное внимание на эту проблему. Было доказано, что дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н. Ветлугина, Л. Выготский, А. Запорожец, Т. Комарова и другие). Кроме того, всё больше внимания специалистов привлекает такой вид искусства, как театр, являющийся сильнейшим эмоциональным фактором и как среда формирования личности ребёнка.

Театр - особый, прекрасный, волшебный мир. В этом мире всё необычно. Театр в нашем дошкольном учреждении поистине является феноменом педагогического процесса, где может перенести наших маленьких зрителей в далёкое прошлое, будущее и в сказку. На сцене нашего театра могут заговорить не только люди, но и животные, и птицы. Артисты - главные волшебники театра. Они по-разному своими сценическими средствами рассказывают о событиях, о переживаниях людей. Выражая общечеловеческие ценности и отражая весь окружающий нас мир (природу, социальную жизнь, внутренний мир человека, театральное искусство оказывает огромное влияние на формирование духовной жизни наших маленьких воспитанников, развитие их интеллекта и эмоций, потребности в общении и творческих способностей. Театр в нашем саду учит ребёнка видеть прекрасное в жизни и людях, зарождает стремление в нём самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Приобщение дошкольников к театральному искусству мы начинаем с младшего возраста в непосредственной образовательной деятельности, на которой осуществляем обучение детей, развиваем их способности, формируем основы музыкальной, театральной и общей культуры.

Главная задача, которую мы ставим - вызвать у ребят интерес к театральному искусству в сочетании с музыкой и логоритмикой, обогатить их чувства. Параллельно ставим и другие задачи - развивать музыкальные и артистические способности, сформировать основы вкуса; создать условия для организации работы по театрализованной деятельности; совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Театрализованная деятельность в нашем дошкольном учреждении проходит через все виды музыкальной деятельности детей : тематические, интегрированные, театрализованные, с элементами фольклора. На таких занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, с помощью различных музыкально-дидактичеких игр ("Теремок", "Путешествие в мир эмоций", "Эмоциональные грибочки" и. т. д., слушают музыку к очередному спектаклю, развлечению или театрализованному представлению ("Щелкунчик", "Снежная королева", играют на музыкальных инструментах, поют. Атмосфера эмоционального подъёма, заинтересованность детей, повышают результативность занятий.

Знакомить детей с театральной куклой и театрализованными играми начинаем с первой младшей группы. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации; кукла является постоянным участником всей непосредственной образовательной деятельности малышей. Встреча с театральной куклой или просто игрушкой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создаёт радостную атмосферу.

Занимаясь с детьми, мы стремимся вызвать положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, побуждаем детей общаться с куклой, хорошо её рассмотреть. Так, незаметно для себя дети включаются в театрализованные игры. В каждой возрастной группе дети обучаются основам актёрского мастерства. Для этой цели используем этюдный тренаж, который помогает развить внимание, память, мышление, воображение и восприятие. Прививаем навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера с помощью иформационно-коммуникативных технологий. Например, дети слушают песенку "Котята" (этюд на выражение эмоций, показывают мимику сердитой хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем соотносят их с графическими изображениями, показанными на экране и в конце разыгрывают всю сценку полностью. Такие небольшие этюды в форме театрализованных игр дают детям возможность применять полученные знания на праздниках, развлечениях, спектаклях, проявляя творчество в различных видах деятельности.

Особую роль играют театрализованные игры для детей с тяжелыми нарушениями речи и слуха. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Кроме того, театрализованные игры в группах компенсирующей направленности повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, развивают слуховое восприятие (у слабослышащих детей, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Непременным условием всех наших театрализованных игр является музыка, которая подчёркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей. При этом совершенствуется их координация, развивается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора.

Исходя из особенностей психического развития детей, все театрализованные игры подбираем на материале сказок. Например, театрализованная игра "Домик пчелки" - по мотивам сказки "Теремок". В игре используются упражнения-подражания движениям насекомых, способам их передвижения. В игре дети слушают музыку к каждому персонажу, по-своему передают образ каждого насекомого, знакомятся с ролью. Театрализованные игры являются неотъемлемой частью всех логоритмических занятий.

Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, развитие речи : звукоподражания, грамматического строя) - с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх.

Игра на музыкальных инструментах - это ещё один вид музыкальной деятельности, в процессе которого мы используем элементы театрализации для развития творческих способностей детей. Это, так называемый видеооркестр, который мы используем в работе как с детьми, так и с родителями. Дети смотрят видеоролик, в котором показаны не только музыкальные инструменты, на которых следует играть, но и ритмический рисунок со сказочными персонажами. Очень помогает такой оркестр в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями слуха. Участие в такого рода оркестрах доставляет детям и их родителям радость, вызывает активный интерес, увлекает их, раскрепощает неуверенных в себе детей. А в младших группах мы используем музыкальные инструменты при показе сказки (будь то кукольный, настольный или пальчиковый театр, театр игрушки). Например, знакомя детей с русской народной сказкой "Колобок", изображаем на металлофоне, как "покатился" Колобок", как "скачет зайка", с помощью барабана, как шагает тяжело медведь, а с помощью свирели - мягкие, изящные движения хитрой лисы. Хотелось бы отметить такое наблюдение, что глухие и слабослышащие дети очень хорошо слышат свирель и имеют небольшие навыки игры на ней.

Огромную роль в развитии духовности детей играет фольклор, вобравший в себя народную мудрость. Обрядовые песни, игры, танцы с использованием регионального компонента, народные сказки - это то неоценимое богатство, которое способно помочь ребёнку преодолеть застенчивость, стать творческой личностью. Особенно нравятся детям интегрированные занятия, построенные полностью на фольклорном материале с элементами театрализации. Одно из них - "Оскольская ярмарка". Разве можно устоять на месте, когда звенят бубны, стучат ложки, развлекают народ разудалые скоморохи да казачьи пляски? Бойко распродают товар купцы, выступает балаганный и кукольный театры. И здесь же, на глазах у всех, работают мастера - это сами дети. Они расписывают городецкие доски, оскольские свистульки и многое другое. Артисты (дети и родители) показывают маленькие сценки, спектакли балаганного театра.

Темы доминантных занятий по слушанию тоже связываем со сказкой, включая элементы театрализации. На занятии, посвящённом теме "Сказочные персонажи" мы не только наблюдаем, как дети по-разному передают один и тот же образ, но и предлагаем сравнивать несколько музыкальных произведений, написанных на одну тему. Например: пьесы "Баба Яга" П. И. Чайковского из "Детского альбома", "Баба Яга" М. П. Мусоргского из цикла "Картинки с выставки" и симфоническую миниатюру "Баба Яга" А. К. Лядова или пьесы "Шествие гномов" Э. Грига и "Гном" М. П. Мусоргского и другие.

Театрализованные игры помогают детям на занятиях по хореографии, где дети передают характерные особенности художественного образа в танцевальных движениях. Например, пьеса "Клоуны" Д. Кабалевского, прослушанная детьми в начале занятия, создаёт определённый настрой, даёт им возможность творчески изобразить весёлого и смешного клоуна в рисунке. А затем дети "попадают в цирк", перевоплощаются в озорных клоунов в хореографической постановке.

Одна их форм организации детей в повседневной жизни детского сада - развлечение. Развлечение - это радость, веселье, смех, игры, песни, яркие костюмы, подарки и сольные выступления. Кроме того, развлечение - важное средство художественно-эстетического развития. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочное оформление костюмов способствуют развитию у детей чувства прекрасного, красивого. Одновременно развлечения закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу, способствуют становлению личности ребёнка. Развлечения объединяют все виды искусства, дающие возможность творчески использовать их, чтобы сделать радостным пребывание детей в детском саду.

Развлечения мы проводим раз в неделю с учётом воспитательной и образовательной работы. По характеру подготовки и проведению развлечения делим на две группы. Одни проводим силами взрослых. Сюда относятся спектакли кукольного и теневого театров, небольшие сценки в театре игрушек, концерты с участием детей их музыкальных школ и школы искусств, бывших воспитанников. Другие требуют активного участие детей : они читают стихи, танцуют, поют, показывают инсценировки песен и сказок. Но чаще проводим смешанные виды развлечений, когда объединяются действия и взрослых, в том числе и родителей. Такая форма организации, где участвуют взрослые наравне с детьми, наиболее интересна и способствует повышению исполнительского уровня детей, взаимоотношению родителей и детей, особенно если это театрализованные формы (драматизации, спектакли, мюзиклы). Так интересен в этом отношении мюзикл "Кошкин дом", музыкальный спектакль "Снегурочка".

Очень популярны у детей и родителей развлечения на темы фольклорных праздников, где дети - непременные участники обрядовых спектаклей с пением колядок, закличек.

Это происходит на "Святки", "Масленицу", "Рождество", "Пасху", "Троицу". Этих праздников ждут даже взрослые, так как верят в особую силу детских благопожеланий. Одним из интересных элементов таких развлечений - это традиционный, кукольный театр с весельем, смехом и непременным участником - Петрушкой.

Понимая огромное значение кукольного театра для всестороннего развития ребёнка, мы стремимся к тому, чтобы театральная кукла стала для ребёнка мостиком, соединяющим игру с творчеством. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Таким образом, развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства проходит через все виды музыкальной деятельности, обучая, развивая и воспитывая наших маленьких слушателей. Приобщая дошкольников к одному из древнейших видов искусства - театру, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной. Наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Публикации по теме:

Развитие музыкальных и творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности Методическая разработка на тему «Развитие музыкальных и творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности». Выполнила:.

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности "Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов". Н. Н.

Презентация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами тестопластики» Любые занятия только тогда дают результаты, когда дети занимаются с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и.

Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства» Экспериментальное исследование проводилась на базе МБДОУ №32 «Детский сад комбинированного вида» города Кемерово в период с марта 2017 года.

Консультация «Развитие творческих способностей детей под влиянием декоративно-прикладного искусства» Одной из основ развития творческих способностей у детей является декоративно прикладное искусство. это народное творчество. Оно благотворно.

Педагогический опыт «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Введение Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный.

«Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности». План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность». Актуальность. “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты,.

Развитие музыкально-творческих способностей у детей Развитие музыкально-творческих способностей у детей Развитие музыкально-творческих способностей детей является одной из главных задач дошкольной.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами художественной литературы и музыки (Из опыта работы) Актуальность. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкально-творческих способностей детей средствами театрального искусства в различных видах музыкаль
Опубликовано: 4 декабря 2019 в 19:12
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие музыкально-творческих способностей детей средствами театрального искусства в различных видах музыкаль» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Лыгина (УИ 254589) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД