Елена Денисова
Консультация для педагогов «Детское экспериментирование как основа исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Организационный момент:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер- классе. Сегодня мы поговорим об экспериментальной деятельности, а начнём со словесной игры.
Крикнете громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да (да)
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажитесь мне? (Нет)
Хорошо. Спасибо. Прошу вас пройти за столы и поучаствовать в моём мастер- классе.
1 слайд:
Тема моего мастер- класса «Детское экспериментирование – основа исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
2 слайд:
Цель которого: Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково – исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Передача педагогического опыта путём прямого комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
2. Представление участникам мастер- класса экспериментирования, как одной из форм проведения поисково – исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста;
3. Формирование у участников мастер- класса мотивации к использованию в образовательном процессе опытно- экспериментальной деятельности.
3 слайд:
Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать –
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
Как сказал Н. Н. Поддьяков «Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний».
4 слайд:
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему? Дают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Идёт обогащение памяти у ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. накапливаются умственные умения. Развиваются творческие способности и формируются трудовые навыки.
5 слайд:
Практическая часть.
Свой мастер- класс я решила продемонстрировать в виде сказки. Потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме сказке.
Сказка называется, а как она называется вы мне подскажите, отгадав загадку:
Вы, знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола,
А звали красавицу… (Золушка.)
Правильно, эта сказка Ш. Перро «Золушка».
- В очередной раз злая мачеха и её дочери отправлялись на королевский бал, оставляли Золушку дома. Но чтобы она не сидела без работы, приготовили для неё задания. Мачеха приказала Золушке оживить засохшие цветы и сделать лавовую лампу. Опечалилась Золушка, услышав такое задание, но я думаю, что мы с вами сможем ей помочь?
- Поможем Золушке?
1. Задание: «Оживи цветы»
Материал и оборудование для опытов: поднос, сосуд с водой, шаблоны цветов, палочки, ёмкость для выполнения опыта.
У вас на столах лежат шаблоны цветов лотосов и лютиков. При помощи палочек закрутите лепестки к центру.
А теперь аккуратно поместите цветы на поверхность воды налитую в ёмкость на ваших столах завёрнутыми лепестками вверх.
Что вы видете? Посмотрите, какое чудо! Буквально на наших глазах лепестки цветов начинают распускаться. Как вы думаете почему?
Вывод: бумага намокла, постепенно становится тяжелее, и лепестки раскрываются.
2. Задание: «Лавовая лампа»
Материал и оборудование: 1 большой стакан, маленький стакан, бутылка с водой, бутылка с растительным маслом, сода, лимонная кислота, пищевые жидкие красители, соль. палочка для смешивания раствора, фонарик.
- Вы знаете, что такое лавовая лампа? Хотите узнать, и помочь золушке её сделать? Тогда приступим к работе.
- лампу мы с вами сделаем в большом стакане.
Наливаем растительное масло почти половину стакана.
Дальше наливаем воды в маленький
стаканчик, он должен быть почти полным.
Добавляем несколько капель пищевого красителя и
чайную ложку соли. Всё перемешиваем.
Перемешиваем аккуратно, чтобы жидкость не расплескалась.
- Что у вас получилось? А у вас? Вода окрасилась. Соль и краситель растворились. Раствор из маленького стаканчика переливаем аккуратно в большой стакан с маслом. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода с маслом? Она остаётся на поверхности масла. Как вы думаете почему? Разная плотность.
- А хотите попробовать оживить нашу лампу?
Аккуратно добавляем чайную ложку соды и чайную ложку лимонной кислоты. Что же мы видим? Сода и кислота растворилась. Они образуют пузырьки воздуха, которые начинают подниматься вверх, захватывая с собой капельки масла и красителя. Поэтому мы видим такой красивый эффект. За этим процессом можно наблюдать очень и очень долго. Посмотрите какие красивые капельки. Правда завораживающее зрелище. Можно добавить краситель другого цвета. А если ещё подсветить, то получится необыкновенная красота.
А теперь сделаем вывод: В ходе опыта мы увидели, что некоторые материалы смешиваются хорошо (вода с красителем и солью, а некоторые не смешиваются совсем (вода и масло). Вода у нас осталась на поверхности масла. Частички воды и масла отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются называются – эмульсия.
Рефлексия:
- А теперь скажите, пожалуйста, помогли ли мы Золушке? Справились мы с заданием злой мачехи? Какое задание вам показалось более интересным?
Вывод: Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Спасибо за активное участие!