Татьяна Воронова
Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальное исследование проводилась на базе МБДОУ №32 «Детский сад комбинированного вида» города Кемерово в период с марта 2017 года по май 2018 года. В нём приняли участие 43 ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет, разного пола.
Выборка исследования была разделена экспериментальную и контрольную группы для получения достоверной информации в процессе апробации, разработанной нами программы дополнительного образования «Мастера и мастерицы».
Публикация «Опыт работы по теме „Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства“» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В период с 01.03.2017 по 01.05.2017 года мы изучили педагогическую теорию и практику по заявленной проблеме исследования.
В период с 01.05.2017 года по 01.06.2017 года мы изучили методики, которые используются на практике для диагностики развития творческих способностей дошкольников, и определили методики для нашего исследования.
В результате были выбраны: методика оценки творческих способностей Н. В. Шандуровой; методика диагностики универсальных творческих способностей В. Синельникова, В. Кудрявцева.
Перед проведением третьего этапа исследования по проблеме исследования были получены согласия от родителей. До родителей была доведена информация о целях и задачах проведения диагностики. Сообщен план проведения работы. Родителям предложено было подписать «СОГЛАСИЕ» на проведение диагностики их детей. Все родители подписали подготовленный документ.
В период с 01.08.2017 года по 01.09.2017 года был проведен констатирующий эксперимент и определен уровень развития творческих способностей у старших дошкольников в контрольной и в экспериментальной группах.
На момент констатирующего эксперимента были получены следующие данные.
СЛАЙД 9
Рисунок 1 – Соотношение уровней творческих способностей по методике Н. В. Шандуровой
Согласно рисунку 1, высокий уровень развития творческих способностей установлен только у 11% старших дошкольников экспериментальной группы и у 13% старших дошкольников контрольной группы.
По методике В. Кудрявцева, В. Синельникова соотношение уровней развития творческих способностей отражено на рисунках 2-5.
Рисунок 2 – Соотношение уровней выполнения методики «Солнце в комнате» у детей дошкольного возраста
СЛАЙД 10
В соответствии с рисунком 2, в экспериментальной группе у старших дошкольников низкий уровень преобладает – 53%, и в контрольной группе у 50% испытуемых низкий уровень развития творческих способностей. Таким образом, способность к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия у большинства старших дошкольников не сформирована.
Рисунок 3 – Соотношение уровней выполнения методики «Складная картинка» у детей дошкольного возраста
СЛАЙД 11
Согласно рисунку 3, в экспериментальной группе преобладают испытуемые с низким уровнем умения сохранять целостный контекст изображения в ситуации его разрушения – 58%, в контрольной группе такие испытуемые составили 63%.
Рисунок 4 – Соотношение уровней выполнения методики «Как спасти зайку» у детей дошкольного возраста
СЛАЙД 12
В соответствии с рисунком 4, в экспериментальной группе средний уровень развития способности решать задачу путем преобразования свойств предмета у 42% старших дошкольников, а еще у 42% эта способность сформирована на низком уровне. В контрольной группе низкий уровень более выражен – 50% испытуемых. Таким образом, большинство либо не преобразуют свойства предмета или используют простейший символизм.
Рисунок 5 – Соотношение уровней выполнение методики «Дощечка» у детей дошкольного возраста
СЛАЙД 13
Способность к экспериментированию с преобразующимися объектами сформирована на среднем уровне в экспериментальной группе и среднем и низком уровнях в контрольной группе. В экспериментальной группе 68% старших дошкольников и в контрольной группе 71% старших дошкольников давали в равной степени, повторяющиеся и неповторяющиеся ответы.
Подводя итоги по результатам исследования, мы пришли к следующему заключению. Для старших дошкольников свойственен средний или низкий уровень развития творческих способностей. Показатели развития творческих способностей старших дошкольников отличаются однородностью. Исключение составляет только развитие умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения, где испытуемые с высоким уровнем представлены в большем количестве.
Результаты констатирующего эксперимента опытно-экспериментальной работы показали, что в каждой группе и в контрольной и в экспериментальной подобрались дети с равными стартовыми возможностями.
В период с 01.07.2017 года до 01.09.2017 года мы разработали дополнительную образовательную программу «Мастера и мастерицы», направленную на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (см. приложение А ВКР на стр 71)
В период с 01.09.2017 года до 31.05.2018 года мы провели работу по внедрению, разработанной программы.
Следующим этапом опытно-экспериментальной работы стал контрольный эксперимент. Был определен уровень развития творческих способностей старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп.
Заключительными этапами нашего исследования стало проведение контрольного эксперимента и анализ данных исследования в динамике.
СЛАЙД 14
В экспериментальной группе по данным методики Н. В. Шандуровой отмечается увеличение количества испытуемых со среднем уровнем.
СЛАЙД 15
Возросла способность к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия у испытуемых экспериментальной группы.
СЛАЙД 16
Возросло количество испытуемых со средним уровнем в отношении умения сохранять целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
СЛАЙД 17
Возросло количество испытуемых с высоким и средним уровнем в отношении способности решать задачу путем преобразования свойств предмета.
СЛАЙД 18
Значительно возросла способность к экспериментированию с преобразующими объектами значительно возросла.
Таким образом, использование декоративно-прикладного искусства со старшими дошкольниками позволило повысить у них уровень творческих способностей, в частности, возросла оригинальность, разработанность, качество исполнения художественных образов, способность к экспериментированию с преобразующими объектами, способность решать задачу путем преобразования свойств предмета.
На основе результатов проведенной опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. А разработанная нами программа дополнительного образования «Мастера и мастерицы» является результативной и может быть использована в образовательном процессе других дошкольных образовательных организации.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме.
СЛАЙД 19
Доклад окончен, спасибо за внимание!