МААМ-картинки

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами художественной литературы и музыки

татьяна чистякова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами художественной литературы и музыки
▼ Скачать + Заказать документы

(Из опыта работы)

Актуальность. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других. Поэтому обеспечение условий для творческой реализации личности дошкольников в разнообразных видах деятельности - задача для всех педагогов ДОУ.

Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами художественной литературы и музыки» размещена в разделах

ФГОС ДО регламентирует основные принципы дошкольного образования :

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Творчество у детей, как писал Н. Н. Поддьяков, следует понимать как накопленный опыт, личностный рост, это механизм развития многообразной деятельности ребенка.

По мнению Л. С. Выготского, основным законом детского творчества является не результат, не сам продукт творчества, а процесс творческой деятельности.

Современный исследователь О. М. Дьяченко справедливо выделяет, что особенностью процесса творчества, является не только способность отличать один объект посредством сравнения от другого, но и проводить репрезентацию реальных представлений.

Обращаясь к исследованиям Н. А. Ветлугиной, можно выделить показатели, которые являются основополагающими для понимания творческой деятельности детей :

1) искренность, непосредственные переживания;

2) активность в деятельности;

3) усиление волевых процессов, «захваченность» воображаемой ситуацией;

4) непосредственность в реализации творческих способностей при решении креативных и нестандартных задач.

Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.

Творческие способности развиваются в художественно-эстетических видах деятельности : музыкальной, театральной, игровой, в конструировании, рисовании и аппликации, речевой и др.

Восприятие художественного образа, музыки, природы является отличительной особенностью творческих способностей детей.

И сегодня мы хотим поделиться с коллегами опытом работы по осуществлению взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами художественной литературы и музыки.

Цель нашего сообщения - повышение профессионального уровня и обмен опытом воспитателей и музыкальных руководителей.

Задачи.

1. Обсудить возможности взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами художественной литературы и музыки.

2. Познакомить с методами и приёмами работы в разных видах деятельности, используя личный опыт и наработки.

3. Повысить профессиональную компетентность педагогов, готовность к сотрудничеству и творческому развитию в реализации задач художественно-эстетического и познавательного развития дошкольников.

1. Воспитатель.

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребёнка, его воображение. Даёт прекрасные образцы русского литературного языка и предполагает деятельность в самых разных направлениях.

Работу с художественной литературой начинаю с младшего дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте я формирую у детей навык совместного слушания, умения отвечать на вопросы. Начиная с младшей группы, подвожу детей к различению жанров. Моя задача как педагога – создать условия для того, чтобы новые слова «сказка», «стихотворение» вошли в речь детей.

В среднем дошкольном возрасте становится возможным небольшой анализ произведения, т. е. беседа о прочитанном.

В старшем дошкольном возрасте стараюсь воспитать у детей устойчивый интерес к книгам, осознанное отношение к авторскому слову, желание слушать чтение книг.

Я стараюсь включать литературный материал в различные виды деятельности. Например:

- во время образовательной деятельности по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром использую стихотворения, загадки;

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движением полна,

Зовут меня (весна);

- неслучайно говорится: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю», поэтому во время образовательной деятельности при проведении лепки или рисования, аппликации я вместе с детьми вспоминаю героев, сюжет сказки, на тему которой собираемся лепить или рисовать, вырезать, клеить иллюстрации или героев к читаемым произведениям;

- во время образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений использую сказки для сравнения величин, формы, времени, формирования порядкового и количественного счёта (Какая по счёту прискакала лягушка к Теремку? Сколько зверей встретил Колобок) и т. д.

Велика роль книги и при социализации ребёнка, воспитании нравственных качеств. Произведения, с которыми я знакомлю детей, нацеливают маленького слушателя на моральные установки, закладывают в его душе, в его сознании понятия что хорошо, а что плохо. Произведения художественной литературы использую для создания игровых и речевых ситуаций. Не дочитывай произведения до конца, предлагаю детям самим стать авторами и закончить произведение. Их творческую мысль направляю на то, что герой должен исправиться, добро восторжествовать, а зло – обязательно наказано («Бармалей», «Маша – растеряша», «Цветик – семицветик»).

Развивая мышление и воображение у ребёнка, всегда помню о том, что он должен различать реальную жизнь и фантазию. Развитию мышления, воображения и речи способствуют объединение двух коротких рассказов или сказки в одну с новым сюжетом, так называемый «салат из сказок».

В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. С детьми это делаю разнопланово: превращаем себе и членов своей семьи, друзей в другие одушевлённые, а порой и неодушевлённые предметы; составляем фантастические сказки о себе, об окружающем нас мире. А также проводим игры-драматизации. Обыгрываем сказки в театральной деятельности (пальчиковый театр, театр теней, кукольный театр).

В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые. Сразу надо оговориться, что это нелегкая работа и для нас, взрослых.

Особой любовью детей пользуется и домашнее чтение. При организации домашнего чтения советую родителям, какие произведения следует читать своим детям. Для этого использую информационные стенды, консультации, создаю памятки. Напоминаю им о том, что ребёнок не должен быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения необходимо активизировать его внимание. Пусть он повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

Развитию творческих способностей детей также способствует проведение совместных праздников, развлечений, досугов, на которых дети с удовольствием рассказывают стихотворения, участвуют в творческих конкурсах. Все эти формы работы я провожу с музыкальным руководителем и с привлечением родителей.

2. Музыкальный руководитель.

Все мы занимаемся поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Нас волнуют вопросы, как сделать так, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Важной составляющей педагогической работы является системное развитие разносторонней и творческой личности ребёнка дошкольного возраста, воспитание любви и интереса ко всем видам музыкальной деятельности через музыкальные игры и импровизации.

Как мы знаем, существует 4 основных вида музыкального творчества, которые мы используем в образовательных целях на занятиях с дошкольниками. Это пение, танец, драматизация и игра на музыкальных инструментах. У каждого из этих видов творчества существует множество форм выражения.

Условия для творчества :

• Слушание инструментальных и вокальных произведений, беседы о выразительных средствах музыкального языка, сравнение тембров голосов, звучания инструментов, их выразительных возможностей — все это необходимо детям для последующего творчества.

Развитие основных музыкальных способностей детей — ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.

• Обогащение жизненного опыта ребенка яркими музыкальными и художественными впечатлениями, знаниями, умениями и навыками музыкальной деятельности. Чем богаче опыт малыша, тем ярче творческие проявления.

• Использование на занятиях творческих заданий, упражнений, которые стимулируют потребность ребенка в воплощении своих фантазий и замыслов.

• Предоставление шанса каждому ребенку для поиска и выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой.

• Методически значимым моментом в организации музыкального творчества является подбор педагогом музыкальных произведений, составляющих основу для импровизаций. Произведение становится эмоциональным импульсом и эмоциональной канвой, основой для развертывания игровых сюжетов и образов детской фантазии.

Какие же виды импровизаций можно использовать на музыкальных занятиях в ДОУ?

• инструментальные (чаще всего ритмические) творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий.

• танцевальные (пластические этюды с эмоционально-окрашенными движениями).

• осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Такое овладение предполагает, прежде всего понимание значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа

• вокальные (педагог начинает песню - дети придумывают концовку. Певческие разговоры на заданную тему – один ребенок поет вопрос, другой – ответ (песенка про сытого кота и голодую кошечку. Заранее обсуждается текст диалога, интонации – довольного кота и ослабевшей грустной кошечки). Сочиненные детьми мелодии так же кратки.

• драматические (маленькие и легкие музыкальные сценки, великолепно развивающие не только музыкальность и двигательную сферу, но и воображение ребят). Удобно и даёт хороший результат использование в импровизациях знакомых сказочных персонажей и поэтических образов из детской литературы и фольклора, что позволяет опираться на образное восприятие ребенком мира.

Показатель правильности системы в работе с дошкольниками – когда ребенок точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность. При этом основными показателями творческой личности ребенка является доминирование эмоций радости, интерес и увлеченность к фантазированию, способность быть самим собой, умение слушать свое «Я», преобладание образного восприятия мира, способность воплощать свои замыслы непосредственно в творчестве.

Само по себе творчество детей скромно по своим результатам. Но педагогическая эффективность применения его в воспитании детей значительна. Жизнь ребенка обогащается переживаниями, которыми сопровождается процесс творчества. Деятельность эта требует от ребенка волевых усилий при осуществлении преднамеренных действий, активности, инициативы. Она доставляет ему эстетическое удовольствие, радость, будит творческое воображение.

А педагог, работая в этом направлении, проявляет свой художественный вкус, реализует собственный творческий потенциал, учится ориентироваться в стилях и направлениях музыкального искусства, соотносить свои музыкальные предпочтения с педагогическими задачами. Работая над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, педагог обретает главное – способность понимать детей, видеть мир их глазами и видеть их счастливые глаза, обращенные к нему с радостью и любовью.

В заключении следует отметить, что проблема развития творческих способностей ребёнка относится к числу глобальных образовательных задач. А художественная литература и музыка оказывают большое влияние на развитие этих способностей.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей дошкольного возраста «Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей дошкольного возраста» их общественной деятельности, влиять на формирование.

Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности "Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов". Н. Н.

Презентация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами тестопластики» Любые занятия только тогда дают результаты, когда дети занимаются с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и.

Из опыта работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства» Искусство театра - самое передовое, жизнерадостное, светлое, человеческое. Велико мастерство всех создателей и участников театральных спектаклей.

Консультация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Слайд 1. Уважаемые коллеги вашему вниманию представляю консультацию тему «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами традиционных и нетрадиционных методов мелкой моторики Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста проходит в тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники аппликации Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 289 Красноармейского района Волгограда» РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Система работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий Система работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий в театрализованной.

План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» Тема по самообразованию: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» ][/b]Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами художественной литературы и музыки
Опубликовано: 11 октября 2019 в 16:45
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами художественной литературы и музыки» (включая файлы) размещена пользователем татьяна чистякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД