Анастасия Забелина
«Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Учить передавать структуру сказки.
2. Учить узнавать сказку по заданию.
3. Вспомнить порядок появления героев в сказке.
4. Развивать умение действовать согласованно.
5. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
6. Воспитывать интерес к чтению и обыгрыванию сказки; любовь к устному народному творчеству.
Словарная работа:
Уста, устное народное творчество, кликала, шла дурная слава, покуда, ни жива, ни мертва, ни с чем улетели.
Предварительная работа: чтение сказки, рассматривание картин с изображением персонажей сказки, чтение загадок о героях сказки, использование театрализованных игр в свободной деятельности детей.
Материалы и оборудование:
- сенсорная доска, материалы для настольного театра (персонажи сказки «Гуси-лебеди» и фон).
Ход занятия:
1. Организационный момент:
(Дети встают полукругом.)
Воспитатель: Вы любите сказки? (да). Какие вы знаете сказки? («Теремок», «Колобок», «Лиса и серый волк» и т. д.
Ребята, а кто читает вам сказки? (бабушки, мамы, папы). Где живут сказки? (в книжках, в мультфильмах.)
В какую сказку мы попадем сегодня вам надо отгадать.
У Аленушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
Дети: («Гуси – Лебеди»)
Воспитатель: Правильно вы догадались – это сказка «Гуси – Лебеди».
В сказке встречается много новых для вас слов, давайте попробуем их объяснить.
(Аленушка) Кликала – это значит? (звала)
(О гусях-лебедях) Шла дурная слава – значит? (говорили плохое)
Покуда – значение этого слова какое? (пока)
Ни жива, ни мертва (Аленушка) – это значит? (испуганная)
(Гуси-лебеди) Ни с чем улетели – значит? (пустые)
(Иванушка) Горя не знает – это что означает? (довольный, спокойный)
Ну, а теперь сели поудобней. Сказка начинается:
«Жили – были матушка да батюшка и была у них дочка Аленушка (на экране появляется Аленушка) да сынок маленький - Иванушка (на экране Иванушки).
Вот как-то собрались родители на ярмарку. Аленушке наказывают смотреть за братцем, а мы вам гостинцев привезем. Уехали родители.
(обращение к детям)
А что же дальше произошло с героями?
Дети: (дети пересказывают сказку с помощью картинок)
Аленушка посадила братца на травку, а сама побежала с подружками поиграть, заигралась и забыла о братце. Сидит Иванушка, играет и горя не знает.
Воспитатель: Давайте все вместе, дружно и игриво скажем: «Сидит Иванушка, играет и горя не знает» (дети повторяют).
Воспитатель: И тут … налетели гуси – лебеди (появляются над Иванушкой фигуры Гусей-лебедей)
Давайте с вами не скажем, а покажем, как они налетели (предложение детям встать на ковре).
Какими вы представляете гусей? Опишите их.
Дети: Большие, грозные. Черные. Гуси кричат, шипят, крыльями сильными машут…
Воспитатель: Вернулась Аленушка, кинулась искать, звала, звала: «Ау-ау, Иванушка!». Давайте позовем вместе, дружно и протяжно вот так: «Ау-ау, Иванушка!» (дети повторяют несколько раз, а братца – и нет. Ахнула, слезами заливалась – братец так и не откликнулся…
Что же произошло дальше? (дети пересказывают сказку)
Воспитатель: Какая слава ходит про гусей?
Дети: дурная слава. Плохое рассказывают о них, недоброе.
Воспитатель: Побежала Аленушка в чисто поле – только и успела заметить вдалеке гусей-лебедей, скрылись они за темным лесом. Про гусей люди давно рассказывают, что воруют они детей и в избушку к Бабе-Яге уносят.
Догадалась девочка, что гуси-лебеди украли ее братца, бросилась вдогонку. Бежит Аленушка лесом по дорожке пока не повстречала кого?
Дети: Печку!
Воспитатель: (на экране фигура печки). Завязался между ними разговор.
Давайте вспомним какой? (дети пересказывают сцену)
Воспитатель: Молодцы какие: вспомнили слова героев! Давайте обыграем эту сцену: разговор Аленушки и печки. Вы будите говорить жалобно слова (с просьбой в голосе): «Печка, печка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели? А печка вам ответит: «Съешь моего ржаного пирожка скажу». На что вы ей скажите: «У моего батюшки и пшеничные не едятся». Договорились? Тогда начали…
Бежит Аленушка лесом по дорожке пока не повстречала печку. Обращается она к печке.
Дети: (все вместе) «Печка, печка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели?
Воспитатель: «Съешь моего ржаного пирожка скажу».
Дети: (все вместе) «У моего батюшки и пшеничные не едятся».
Воспитатель: Не стала Аленушка пирожок кушать, печка ей ничего не сказала. Ни с чем Аленушка побежала дальше.
Бежит Аленушка дальше ног под собой не чует. И повстречала она… яблоньку (выставляется фигура яблоньки). Говорит Аленушка яблоньке …давайте все вместе скажем: «Яблонька, яблонька скажи, куда гуси-лебеди полетели?» (дети говорят вместе с воспитателем)
Воспитатель: «Съешь моего лесного яблочка скажу». А Аленушка в ответ все вместе скажем: «У моего батюшки садовые не едятся» (дети говорят вместе с воспитателем)
Воспитатель: Не стала Аленушка кушать яблочко, яблонька ей не сказала, куда гуси полетели.
Побежала Аленушка дальше. Бежит она и встречает кисельную речку с молочными берегами (выставляется фигура речки). «Речка матушка скажи куда гуси - лебеди полетели?» Речка отвечает, давайте все вместе скажем: «Выпей моего киселька – скажу» (дети говорят вместе с воспитателем).
Воспитатель: Не стала Аленушка кисель пить. Ничего не ответила ей речка. Совсем загрустила Аленушка, заплакала, но тут под ногами услышала шорох. Кто это был?
Дети: Зайчик.
Воспитатель: Рассказала Аленушка, что случилось с братцем. Помогу тебе – говорит зайчик, только ты должна отгадать, где твой братец находится. Задумалась Аленушка.
В темном лесе есть избушка (руки подняты вверх в виде домика)
Стоит задом наперед (повороты туловища)
В этой маленькой избушке бабушка Яга живет.
Нос крючком, глаза большие. (изображают рукой крючок, бинокль)
И поломана нога, (прыгают на одной ножке)
Ух, сердитая какая, (грозят)
Уходи, уходи больше к нам не приходи. (грозят)
Воспитатель: Догадалась Аленушка где ее братец. Побежала к домику Бабы-Яги. (выставляется фигура Бабы-Яги и Иванушки).
Схватила Аленушка братца Иванушку на руки и побежала, что есть силы домой. (выставляются фигуры Аленушки и Иванушки). Спохватилась Баба-Яга, а Иванушки нет. Кликнула она гусей – лебедей и послала их в погоню. (выставляются фигуры гусей) Бежит Аленушка с братцем, слышит гуси летят, вот-вот догонят. Видит впереди кто? (дети отвечают вместе) речка. (на экране изображение речки). Аленушка: «Речка, реченька спрячь нас за нами гуси – лебеди гонятся, вот-вот догонят». Что речка ей ответила? (дети отвечают вместе: «Выпей моего киселька, спрячу».
Воспитатель: Выпила Аленушка с Иванушкой киселька - речка их и спрятала. Поблагодарила Аленушка речку.
Бежит Аленушка дальше слышит, что гуси вот-вот ее догонят. А навстречу яблонька. (на экране фигура яблоньки) «Яблонька спрячь нас за нами гуси-лебеди гонятся». А яблонька говорит - вместе давайте скажем: Съешь моего кислого лесного яблочка, спрячу.
(дети повторяют)
Дети: Съешь моего кислого лесного яблочка, спрячу.
Воспитатель: Дети съели по кислому лесному яблочку, яблонька их и закрыла своими веточками. Гуси полетали, полетали и улетели. Поблагодарила Аленушка яблоньку и дальше побежала.
Бежит Аленушка, ноги устали, тяжело братца держать, а гуси догоняют, хотят выхватить Иванушку. Видит Аленушка стоит на пути что? (дети отвечают) печка (на экране печка). Побежала к печке и говорит «Матушка спрячь нас за нами гуси-лебеди гонятся». Поиграй со мной, - предлагает в нашей сказке печка. Давайте поиграем с печкой.
Пальчиковая гимнастика
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку
Пирожок мой очень вкусный.
Вот грибной, а вот капустный.
Я пеку, пеку, пеку
Деток от гусей я сберегу.
Воспитатель: Взяли Аленушка с Иванушкой по пирожку, а они горячие подули на них. (Дыхательная гимнастика: Давайте и мы с вами подуем, поможем им.) Съели Аленушка с Иванушкой пирожок, спрятала их печка. А гуси покружились, покружились вокруг печки и ни с чем улетели к Бабе-Яге. Поблагодарила Аленушка печку. Взяла братца и благополучно вернулась домой. А тут и матушка с батюшкой приехали, гостинцев привезли.
Воспитатель: Вам понравилось сказка? (ответы детей). Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).
- Я вам сейчас предлагаю вырезать героев этой сказки. (вырезают героев сказки)
- Теперь вы самостоятельно можете проиграть эту сказку друг с другом.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Цель занятия развитие речи детей старшего дошкольного возраста](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-831283-1738859964.jpg)