Приложение МААМ

«Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе в старшей группе (4 фото)

Анастасия Забелина
«Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель занятия: развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

«Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе в старшей группе

Задачи:

1. Учить передавать структуру сказки.

2. Учить узнавать сказку по заданию.

3. Вспомнить порядок появления героев в сказке.

4. Развивать умение действовать согласованно.

5. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

6. Воспитывать интерес к чтению и обыгрыванию сказки; любовь к устному народному творчеству.

Фото «Гуси-лебеди»

Словарная работа:

Уста, устное народное творчество, кликала, шла дурная слава, покуда, ни жива, ни мертва, ни с чем улетели.

Предварительная работа: чтение сказки, рассматривание картин с изображением персонажей сказки, чтение загадок о героях сказки, использование театрализованных игр в свободной деятельности детей.

Материалы и оборудование:

- сенсорная доска, материалы для настольного театра (персонажи сказки «Гуси-лебеди» и фон).

«Русская народная сказка . Конспект занятия по развитию речи в старшей группе в старшей группе - фото

Ход занятия:

1. Организационный момент:

(Дети встают полукругом.)

Воспитатель: Вы любите сказки? (да). Какие вы знаете сказки? («Теремок», «Колобок», «Лиса и серый волк» и т. д.

Ребята, а кто читает вам сказки? (бабушки, мамы, папы). Где живут сказки? (в книжках, в мультфильмах.)

В какую сказку мы попадем сегодня вам надо отгадать.

У Аленушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

Дети: («Гуси – Лебеди»)

Воспитатель: Правильно вы догадались – это сказка «Гуси – Лебеди».

В сказке встречается много новых для вас слов, давайте попробуем их объяснить.

(Аленушка) Кликала – это значит? (звала)

(О гусях-лебедях) Шла дурная слава – значит? (говорили плохое)

Покуда – значение этого слова какое? (пока)

Ни жива, ни мертва (Аленушка) – это значит? (испуганная)

(Гуси-лебеди) Ни с чем улетели – значит? (пустые)

(Иванушка) Горя не знает – это что означает? (довольный, спокойный)

Ну, а теперь сели поудобней. Сказка начинается:

«Жили – были матушка да батюшка и была у них дочка Аленушка (на экране появляется Аленушка) да сынок маленький - Иванушка (на экране Иванушки).

Вот как-то собрались родители на ярмарку. Аленушке наказывают смотреть за братцем, а мы вам гостинцев привезем. Уехали родители.

(обращение к детям)

А что же дальше произошло с героями?

Дети: (дети пересказывают сказку с помощью картинок)

Аленушка посадила братца на травку, а сама побежала с подружками поиграть, заигралась и забыла о братце. Сидит Иванушка, играет и горя не знает.

Воспитатель: Давайте все вместе, дружно и игриво скажем: «Сидит Иванушка, играет и горя не знает» (дети повторяют).

Воспитатель: И тут … налетели гуси – лебеди (появляются над Иванушкой фигуры Гусей-лебедей)

Давайте с вами не скажем, а покажем, как они налетели (предложение детям встать на ковре).

Какими вы представляете гусей? Опишите их.

Дети: Большие, грозные. Черные. Гуси кричат, шипят, крыльями сильными машут…

Воспитатель: Вернулась Аленушка, кинулась искать, звала, звала: «Ау-ау, Иванушка!». Давайте позовем вместе, дружно и протяжно вот так: «Ау-ау, Иванушка!» (дети повторяют несколько раз, а братца – и нет. Ахнула, слезами заливалась – братец так и не откликнулся…

Что же произошло дальше? (дети пересказывают сказку)

Воспитатель: Какая слава ходит про гусей?

Дети: дурная слава. Плохое рассказывают о них, недоброе.

Воспитатель: Побежала Аленушка в чисто поле – только и успела заметить вдалеке гусей-лебедей, скрылись они за темным лесом. Про гусей люди давно рассказывают, что воруют они детей и в избушку к Бабе-Яге уносят.

Догадалась девочка, что гуси-лебеди украли ее братца, бросилась вдогонку. Бежит Аленушка лесом по дорожке пока не повстречала кого?

Дети: Печку!

Воспитатель: (на экране фигура печки). Завязался между ними разговор.

Давайте вспомним какой? (дети пересказывают сцену)

Воспитатель: Молодцы какие: вспомнили слова героев! Давайте обыграем эту сцену: разговор Аленушки и печки. Вы будите говорить жалобно слова (с просьбой в голосе): «Печка, печка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели? А печка вам ответит: «Съешь моего ржаного пирожка скажу». На что вы ей скажите: «У моего батюшки и пшеничные не едятся». Договорились? Тогда начали…

Бежит Аленушка лесом по дорожке пока не повстречала печку. Обращается она к печке.

Дети: (все вместе) «Печка, печка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели?

Воспитатель: «Съешь моего ржаного пирожка скажу».

Дети: (все вместе) «У моего батюшки и пшеничные не едятся».

Воспитатель: Не стала Аленушка пирожок кушать, печка ей ничего не сказала. Ни с чем Аленушка побежала дальше.

Бежит Аленушка дальше ног под собой не чует. И повстречала она… яблоньку (выставляется фигура яблоньки). Говорит Аленушка яблоньке …давайте все вместе скажем: «Яблонька, яблонька скажи, куда гуси-лебеди полетели?» (дети говорят вместе с воспитателем)

Воспитатель: «Съешь моего лесного яблочка скажу». А Аленушка в ответ все вместе скажем: «У моего батюшки садовые не едятся» (дети говорят вместе с воспитателем)

Воспитатель: Не стала Аленушка кушать яблочко, яблонька ей не сказала, куда гуси полетели.

Побежала Аленушка дальше. Бежит она и встречает кисельную речку с молочными берегами (выставляется фигура речки). «Речка матушка скажи куда гуси - лебеди полетели?» Речка отвечает, давайте все вместе скажем: «Выпей моего киселька – скажу» (дети говорят вместе с воспитателем).

Воспитатель: Не стала Аленушка кисель пить. Ничего не ответила ей речка. Совсем загрустила Аленушка, заплакала, но тут под ногами услышала шорох. Кто это был?

Дети: Зайчик.

Воспитатель: Рассказала Аленушка, что случилось с братцем. Помогу тебе – говорит зайчик, только ты должна отгадать, где твой братец находится. Задумалась Аленушка.

В темном лесе есть избушка (руки подняты вверх в виде домика)

Стоит задом наперед (повороты туловища)

В этой маленькой избушке бабушка Яга живет.

Нос крючком, глаза большие. (изображают рукой крючок, бинокль)

И поломана нога, (прыгают на одной ножке)

Ух, сердитая какая, (грозят)

Уходи, уходи больше к нам не приходи. (грозят)

Воспитатель: Догадалась Аленушка где ее братец. Побежала к домику Бабы-Яги. (выставляется фигура Бабы-Яги и Иванушки).

Схватила Аленушка братца Иванушку на руки и побежала, что есть силы домой. (выставляются фигуры Аленушки и Иванушки). Спохватилась Баба-Яга, а Иванушки нет. Кликнула она гусей – лебедей и послала их в погоню. (выставляются фигуры гусей) Бежит Аленушка с братцем, слышит гуси летят, вот-вот догонят. Видит впереди кто? (дети отвечают вместе) речка. (на экране изображение речки). Аленушка: «Речка, реченька спрячь нас за нами гуси – лебеди гонятся, вот-вот догонят». Что речка ей ответила? (дети отвечают вместе: «Выпей моего киселька, спрячу».

Воспитатель: Выпила Аленушка с Иванушкой киселька - речка их и спрятала. Поблагодарила Аленушка речку.

Бежит Аленушка дальше слышит, что гуси вот-вот ее догонят. А навстречу яблонька. (на экране фигура яблоньки) «Яблонька спрячь нас за нами гуси-лебеди гонятся». А яблонька говорит - вместе давайте скажем: Съешь моего кислого лесного яблочка, спрячу.

(дети повторяют)

Дети: Съешь моего кислого лесного яблочка, спрячу.

Воспитатель: Дети съели по кислому лесному яблочку, яблонька их и закрыла своими веточками. Гуси полетали, полетали и улетели. Поблагодарила Аленушка яблоньку и дальше побежала.

Бежит Аленушка, ноги устали, тяжело братца держать, а гуси догоняют, хотят выхватить Иванушку. Видит Аленушка стоит на пути что? (дети отвечают) печка (на экране печка). Побежала к печке и говорит «Матушка спрячь нас за нами гуси-лебеди гонятся». Поиграй со мной, - предлагает в нашей сказке печка. Давайте поиграем с печкой.

Пальчиковая гимнастика

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку

Пирожок мой очень вкусный.

Вот грибной, а вот капустный.

Я пеку, пеку, пеку

Деток от гусей я сберегу.

Воспитатель: Взяли Аленушка с Иванушкой по пирожку, а они горячие подули на них. (Дыхательная гимнастика: Давайте и мы с вами подуем, поможем им.) Съели Аленушка с Иванушкой пирожок, спрятала их печка. А гуси покружились, покружились вокруг печки и ни с чем улетели к Бабе-Яге. Поблагодарила Аленушка печку. Взяла братца и благополучно вернулась домой. А тут и матушка с батюшкой приехали, гостинцев привезли.

Воспитатель: Вам понравилось сказка? (ответы детей). Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).

- Я вам сейчас предлагаю вырезать героев этой сказки. (вырезают героев сказки)

- Теперь вы самостоятельно можете проиграть эту сказку друг с другом.

Фото №1 Цель занятия развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Публикации по теме:

«Обучение рассказыванию. Сказка «Айога» Д. Нагишкина». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Обучение рассказыванию. Сказка «Айога» Д. Нагишкина.» Цель: формирование умения детей.

Конспект итогового занятия по речевому развитию во второй младшей группе по сказке «Гуси-лебеди»Конспект итогового занятия по речевому развитию во второй младшей группе по сказке «Гуси-лебеди» Цель: закреплять представления детей о семье. Задачи: • продолжить воспитывать доброе отношение, уважение и заботу к членам своей семьи;.

Конспект музыкального занятия-квеста в старшей группе «Гуси-лебеди»Конспект музыкального занятия-квеста в старшей группе «Гуси-лебеди» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе в старшей группе
Опубликовано: 6 февраля 2025 в 19:40
+215Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Забелина (УИ 831283) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД