Анна Миленина
Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности
Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения её результатов побуждают детей говорить.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие речи дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Во время продуктивной деятельности задействовано несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что оказывает положительное влияние на развитие речи.
В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а это также способствует речевой активности.
Известно, что мелкая моторика и речь очень сильно взаимосвязаны. Перед тем как приступить к работе по изодеятельности, хорошо использовать пальчиковую гимнастику. Развивая мелкую моторику ребенка, мы способствуем улучшению его артикуляционной моторики, а следовательно и речи в целом.
Всё нарисует карандаш, (держат в руке «карандаш»)
Когда ему работу дашь. (стучат пальцами по столу)
Но сам без дела не сиди: (сжимают и разжимают пальцы)
Карандашом руководи. (пишут «карандашом» по столу)
К занятиям подбираются подходящие потешки, песенки, стихотворения, загадки. Это усиливает воздействие на формирование образных представлений и образного мышления.
Перед занятием по рисованию:
Нарисуем все мы сказки,
А помогут в этом … (краски).
Во время продуктивной деятельности дети знакомятся с новыми словами, учатся понимать, различать, употреблять слова в активной речи. При знакомстве детей с названием предметов, действий, которые они производят с предметами, учатся различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.
Рисование. На занятиях изобразительной деятельностью можно успешно развивать речевые средства: обогащать словарь детей новыми словами, уточнять значения слов, их грамматические формы.
Аппликация. Детям даётся словесная инструкция. Они стараются воспроизвести всё, что указано в инструкции. В конце занятия предлагается вспомнить инструкцию и сравнить её с тем, что получилось. Таким образом, у детей воспитываются внимание к речи, умение получать и использовать выраженную в ней информацию. Развивается умение активно пользоваться словом - описывать свои действия и оценивать результат.
Лепка. Например, коллективная лепка. Детям необходимо содержательно общаться: формулировать общую цель, обсуждать тему, сюжет, композицию. Распределять, кто, что будет лепить, планировать свои действия, намечать их последовательность, сравнивать результат с замыслом и т. д.
Приёмы развития и активизации речи детей на занятиях продуктивной деятельностью:
1. Создание проблемной ситуации.
Если кому-то из детей специально «забыть» положить кисть, карандаш и т. д., ребёнок будет вынужден попросить недостающее, т. е. проявить речевую инициативу, используя нужные слова в нужной грамматической форме. («Анна Вадимовна, дайте мне, пожалуйста, карандаш». Или «Вы забыли положить мне карандаш»)
2. Комментирующая речь педагога непосредственно в процессе работы детей.
(«Оля рисует туловище жирафа желтой краской, а Витя уже рисует пятнышки на теле жирафа. Какого цвета пятнышки у жирафа? Маша набирает на кисточку коричневую краску. Вероятно, тоже начнет рисовать пятна на теле жирафа…» и т. д. Если комментирующая речь воспитателя звучит систематически на каждом занятии, то дети привыкают работать при таком речевом фоне. Это ничуть не мешает им, а, наоборот, помогает усвоить изобразительные технические навыки. С помощью слов педагога дети начинают видеть себя со стороны, осознавать контекст своей деятельности, своё место в общем ритме творческой работы.
3. Проговаривание детьми своих действий.
Постепенно комментирующая речь педагога из монолога превращается в диалог - неспешный разговор то с одним, то с другим ребенком - не шепотом, а вслух. («Андрей, что ты сейчас лепишь?» «Я леплю миску из белого пластилина. «Таня, ты лепишь миску с помощью приема сплющивания, а каким приемом ты воспользуешься, когда будешь лепить фрукты?» И т. д.) Если диалоги будут звучать на занятиях систематически, то к концу года дети овладеют разнообразными синтаксическими конструкциями, и будут свободно пользоваться словами в различных грамматических формах
4. Цель продуктивной деятельности обязательно должна называться дважды: перед тем как дети начнут действовать и после завершения действия, как его результат.
(«Что мы будем рисовать?» Что ты, Оля, будешь рисовать?» В конце занятия то же самое: «Что мы нарисовали?» Что ты, Оля, нарисовала?.)
5. Использование в речи большого числа глаголов.
Сначала педагог проговаривает, что делают дети: режут бумагу, вырезают круг и т. д. Позднее дети сами пользуются разнообразными глаголами и точно называют свои действия. Связь слова с действием намного ускоряет и облегчает процесс усвоения детьми глагольного словаря. Озвученные действия в изобразительной деятельности становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными.
6. Отчет ребенка о том, что он приготовил к занятию.
Этот приём позволяет отработать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. («Я приготовил к занятию клеенку, лист бумаги, 2 кисти, акварельные краски, стаканчик с водой…»)
7. «Дорисовывание» словами своей работы - рисунка, аппликации, постройки - действенный приём формирования речевого высказывания. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. («Кошка идет к своему блюдцу и жалобно мяукает - мяу, мяу, мяу…»)
8. «Похвалим работу товарища» - хороший приём для активизации в речи притяжательных прилагательных («На Мишином рисунке изображена машина…», «Мне нравится Катина аппликация, потому что…»).
9. «Почемучки» - закрепление умения задавать друг другу различные вопросы, и каверзные в том числе, по поводу изображенного на рисунке или аппликации. («Оля, почему на твоём рисунке собачка такая грустная?»)
Вне занятий детские работы остаются еще долгое время наглядной опорой для разнообразных речевых упражнений:
Речевые высказывания с обращением («Артем, смотри, на Витином рисунке.»);
Придумывание названия своему рисунку и рисунку товарища;
Сочинение рассказа или сказки к своей работе;
Оформление детских работ в виде книжки - самоделки;
Разговор от лица изображенных живых и неживых объектов;
Сравнение двух работ и т. д.
Эти приёмы позволяют использовать любые благоприятные моменты на занятиях для расширения речевой практики детей. В продуктивных видах деятельности результативность речевой работы многократно усиливается.
Список литературы:
1. Ткаченко Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам : пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 48 с. : ил. – (Библиотека догопеда).
2. Развитие речи и творчества дошкольников / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Сфера, 1990.
3. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. – Москва, гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 – 678 с.
4. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1989 – 223 с.
5. Специальная педагогика под ред. Назаровой Н. М. – 3-е издание, исправленное, Москва, ACADEMIA, 2004 – 395 с.