Татьяна Николаева
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей 3–4 лет с помощью различных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Бусы
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.
Оборудование: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; крашеные макароны; проволока, леска, тесемки, шнурки, шкатулки для хранения инвентаря.
Ход игры:
Темочки:
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
На первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят.
На втором этапе предложить сортировать бусы:
1- по цвету
2- по форме
3- по размеру
4- по материалу (макароны, пуговицы, бусины деревянные, бусины стеклянные, бусины пластмассовые)
На третьем этапе предложить собрать бусы в определенной последовательности: по образцу.
Мобильный тренажер «Пальчиковый сухой бассейн»
1 – бассейн с природным материалом
2 – бассейн с морскими камешками
3 – бассейн с горохом
Цель: укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук, повышать чувствительность пальцев; сенсомоторное развитие, формировать основные сенсорные эталоны: форма, величина, материал, вес; воспитывать усидчивость и терпеливость в работе; снятие эмоционального напряжения.
Оборудование: закрытая коробка, а внутри неё различные предметы (футляры от шоколадных яиц, геометрические фигуры, пуговицы, шарики, лоскутки, шишки, пластмассовые игрушки, кусочки ваты и т. п.)
Ход: Ребёнок просовывает руку в отверстие в коробке и на ощупь ищет какой-либо предмет, или описывает предмет, захваченный рукой. Ребёнок может просто перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы, стараясь описать их отличительные черты и свойства. Можно предложить ребёнку сравнить два объекта в коробке, или описать захваченный предмет, а другие ребята пусть попытаются по описанию отгадать, какой предмет загадан.
Сюда насыпали горох, и пальцы запустили,
Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
Ведь тут не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.
Варианты игр.
1. «Найди на ощупь».
Педагог дает задание ребенку найти только:
1- лоскутки
2- мелкие игрушки
3- геометрические фигуры
4- пуговицы
2. «Найди и разложи».
Ребенок находит в бассейне все игрушки и раскладывает их по группам (классифицирует)
Игры с волчком
Цель: улучшать координацию движения рук, развивать тонкие движения пальцев, учить правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти, поддерживать интерес детей к игре.
Оборудование: волчки разных размеров и форм.
Ход игры:
Он вертелся, он кружился,
Он крутился, он вращался,
И - само собой понятно!
Он в кого-то превращался!
А когда он встал торчком -
Было поздно: стал Волчком!
Не сердитым, не голодным,
Развеселым, беззаботным,
Пестрым, звонким и блестящим -
Словом, самым настоящим
Замечательным волчком!
Сам мечтаю о таком!
- Жу-жу-жу, жу-жу-жу кого хочешь закружу!
Жу-жу-жу, жу-жу-жу - я с ребятами дружу!
- Жу-жу-жу! – жужжит юла. –
До чего же я дошла!
Я уж слишком завертелась,
Мне вертеться расхотелось!
Игра «Гонка горошины»
На листе картона или бумаги начертить мишень. Горошину кладут в центр мишени и запускают волчок. Вращаясь, он сталкивает горошину. За играком засчитывают столько очков, которое покажет горошина. Число ходов оговаривается заранее.
Игры с карандашом.
Цель: улучшение координации движения рук, развитие подвижности пальцев, мелкую моторику.
Оборудование: карандаш
Ход работы:
1 - Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
«Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу».
2 - Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.
«Вертушка»
Ребенок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем.
«Поставь точку»
Ребенок держит карандаш за верхушку двумя пальцами: большим и указательным. Карандаш ставится перпендикулярно листу бумаги на строчку. Ребенок ставит точку и скользит пальцами вниз к грифелю.
«Иди ко мне»
Оборудование: карандаш, на который привязана ленточка или нитка с игрушкой но конце.
Ход игры зависит от того, какая игрушка на карандаше
- позвони маме
- понюхай цветочек
- позови мишку
«Удивительный куб»
Цель: развивать и укреплять мелкую моторику рук; развитие пространственного ориентирования, способности понимания понятий: вверху, внизу, справа, слева; развивать глазомер; формировать навык шнуровки, застёгивание - расстёгивание кнопок, пуговиц, замков, развивать речь ребенка, пополнять словарный запас слов.
Оборудование: пластиковые решетки для раковины, скреплённые в куб; шнурки, ленточки разного цвета и текстуры; различные застёжки; ленты с пуговицами, кнопками; кошелек с замком, и т. п.
Ход работы: Педагог предлагает детям развязать-завязать те или иные шнурки, застегнуть-расстегнуть пуговицы, кнопки, замочки; продеть ленточку по заданному направлению и т. п.
Ленты
Цель: познакомить с понятиями: «длинная – короткая», «широкая – узкая», развивать мелкую и крупную моторику рук, развивать тактильную чувствительность пальцев рук, развивать координацию движений обеих рук.
Оборудование: палочка с лентой на конце (ленты широкие и узкие, короткие и длинные)
Ход игры: Педагог предлагает детям сначала потанцевать с лентой в руке, а затем аккуратно скрутить её в рулон.
«Лоскутки»
Цель: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях; учить складывать способом «наложения».
Ход игры.
Детям предлагаются лоскутки из различных видами тканей (15 на 15см). Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях; сложить их ровно, как складывает мама.
«Что в мешочке?»
Цель: учить детей с помощью тактильных ощущений определять содержимое мешочка.
Оборудование: мешочки из разных видов ткани с разным наполнителем: рис, горох, каштаны, бумага, пшено, морские камешки, бусины, саше мята, гречневая крупа, лавровый лист, пуговицы, кубики (5мм, и т. д.
Ход работы: педагог предлагает детям угадать, что в мешочке.
«Кто в мешочке?»
Цель: учить детей с помощью тактильных ощущений определять содержимое мешочка.
Оборудование: маленькие мягкие игрушки.
Ход работы: педагог показывает детям игрушки, называет их отличительные признаки (заяц – длинные уши, кузнечик – крылья,6 лапок, и т. д., прячет их в мешок по одному. Предлагает детям на ощупь определить кто у него в мешочке.
Найди приз!
Цель: развивать мелкую и крупную моторику рук, развивать тактильную чувствительность пальцев рук, развивать координацию движений обеих рук.
Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).
Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики.
Выкладывание рисунка различными предметами.
1 – «Укрась дерево листиками»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; повторение времен года.
Материал: картинка с изображением ствола дерева, разноцветные листочки.
Ход работы: Педагог предлагает выбрать время года и подобрать соответствующий цвет листиков для дерева.
2 – «Послушные каштанчики»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей.
Материалы: каштаны, рисунки точками.
Ход работы: выложить каштаны по данным точкам на рисунке.
3 – Рисунки по точкам разноцветными бусинами
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей.
Материалы: разноцветные бусины, рисунки по точкам.
Ход работы: предложить детям выложить бусины по данным точкам на рисунке, сортируя их по цвету.
Рисование по шаблонам и трафаретам
Цель: формирование познавательной активности и творческого воображения детей; развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности пальцев; создание положительного эмоционального фона; развитие чувства уверенности в себе.
Оборудование: шаблоны картонные и пластиковые, трафареты.
Пальчиковый и кукольный театр.
Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе пальчикового театра.
Задачи: учить детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра;
Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;
Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру;