Ирина Бушуева
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством квиллинга».
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский.
Автор проекта : воспитатель первой квалификационной категории Бушуева И. А МБДОУ детский сад №24 «Весняночка» г. Йошкар - Ола
Продолжительность проекта : август 2015 – май 2017 (долгосрочный).
Вид проекта : творческий.
Участники проекта : воспитатель, дети старшей группы «Ласточка», педагоги ДОУ, родители.
Возраст детей : 5 – 6 лет
Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством квиллинга“,» размещена в разделах
- Квиллинг
- Мелкая моторика
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Актуальность:
У детей с детей с нарушением ОДА ведущими нарушениями являются двигательные и сенсорные расстройства. Имеющиеся у детей нарушения мелкой моторики рук, тонуса их мышц, присутствие насильственных движений, моторная неловкость затрудняют приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания. Двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения, задерживают речевое развитие.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является квиллинг. Квиллинг (англ. quilling — от слова quill «птичье перо», также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, квиллинг влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.
Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Я уверенна в том, что работа в технике квиллинг позволит ребенку значительно ярче проявлять себя в процессе эстетического восприятия окружающей их действительности, будет способствовать развитию ручной умелости.
Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством квиллинга.
Цель: развитие мелкой моторики рук и координацию рук посредством квиллинга.
Задачи:
- образовательные – развивать умения и навыки работы в технике квиллинг; знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина; расширять запас знаний о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
- социально-коммуникативные – содействовать развитию коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми; получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия; научиться самоутверждаться.
- коррекционно-развивающие – развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка; развивать мелкую моторику рук, двигательную координацию, глазомер.
- воспитательные – развивать социально значимые качества личности, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма; воспитывать терпение, усидчивость, чувства удовлетворения от совместной работы.
Гипотеза: занятия в технике квиллинг будут способствовать развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Методы:
- анализ и обобщение литературы по теме
-диагностика
-кружковая работа «Квиллинг»
-распространение опыта
Новизна: На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Ожидаемые результаты:
- разовьют мелкую моторику рук, двигательную координацию и глазомер;
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
–разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Этапы проекта :
I.Организационно-подготовительный
Задача: изучить современный передовой опыт
Выбор темы проекта, анализ предстоящей деятельности, подбор методической литературы, выбор средств, методов и приёмов, диагностика, разработка перспективного плана кружка «Квиллинг»
II.Основной
Задача: проведение мероприятий по развитию мелкой моторики рук; распространение опыта среди коллег и родителей;
- проведение кружка «Квиллинг»
- проведение промежуточной диагностики
- подбор и изготовление образцов, инструментов по квиллингу
- выступление на педагогическом совете
- консультации для родителей
- выставка детских работ для коллег и родителей
- презентации для родителей на итоговом родительском собрании
III.Заключительный
Задача: выявить динамику развития мелкой моторики рук у детей с нарушением ОДА
Анализ достижений поставленной цели и полученных результатов, диагностика