Татьяна Ничкасова
Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством применения дидактического пособия «Малышам-голышам»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики детей раннего возраста через применение дидактического пособия «Малышам-голышам»
Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Но тут очень важно иметь в виду координацию «руки-глаза», так как развитие мелких движений рук осуществляется при помощи зрения.
Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. И это далеко не миф, как может показаться на первый взгляд. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной.
Так как тонкие движения пальцев оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию ребёнка, то если вы хотите научить своё дитя говорить, вы должны заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук.
Мелкая моторика рук развивает не только речь. Помимо этого, она взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией и вниманием.
Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.
Любые игровые занятия, во время которых ребенку нужно совершать точные движения, задействуя кисти и пальцы, помогают развивать мелкую моторику.
В своей профессиональной деятельности я разработала и использую для развития мелкой моторики малышей фетровые заготовки со съемными деталями, которые в последствии я объединила вместе. Дополнила их иллюстрациями и заданиями в виде стихов собственного сочинения и у меня получилось дидактическое пособие в виде книжки-малышки под названием «Малышам-голышам».
Данное пособие разработано для воспитанников первой младшей группы в возрасте от 1,5 до 3-х лет. Я думаю, что данная легко разбирающаяся книжка может быть использована для работы сразу с несколькими малышами и не только для развития мелкой моторики. Иллюстрации помогают развивать эстетический вкус и художественное мышление. Стихотворения позволяют детей раннего возраста приобщать к чтению художественной литературы.
Например, задание где требуется разложить морковь и репку по грядкам, сопровождается небольшим стихотворением под названием "Огород":
Для пушистого для зайки
Вырастим морковь на грядке.
А жёлтая репка
Для белки соседке.
Здесь малыши знакомятся с названиями овощей, запоминают их цвета. А так же узнают о существовании таких милых животных как зайка и белка.
В этом пособии есть много и других заданий, например:
Развивать мелкую моторику необходимо практически с самого рождения. Можно поглаживать, легонько массировать ладошки и пальчики малыша. Давайте ему трогать предметы с разной поверхностью и фактурой. Элементы развивающего занятия можно включать в игру примерно с 8-9 месяцев. Чем старше будет ребенок, тем разнообразнее и сложнее будут становиться упражнения.
Однако следует помнить, что наряду с мелкой моторикой, важно развивать и крупную, то есть давать малышу возможность много двигаться, бегать, прыгать. Не переусердствуйте с развивающими занятиями, не заставляйте малыша выполнять задание, если он не в настроении или не заинтересовался очередной «развивашкой». Пользу принесут лишь те занятия, в которые малыш будет полностью включаться сам и выполнять их с удовольствием.