Надежда Порфирьева
Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумать их можно бесконечное множество. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
По каким- либо причинам ваш ребёнок пропустил детсадовские занятия и кружки? Предлагаю увлекательные занятия, которые не только займут ребёнка, но и помогут развитию мелкой моторики, креативности, а также приучат к труду.
1. Возьмите по горсти имеющихся в доме круп (выбирайте крупные зёрнышки булгура, гречки и прочих подобных, бобовых (фасоли, гороха, чечевицы). Насыпьте все в один небольшой мешочек. Поставьте перед малышом стаканчики по количеству круп и предложите ему рассортировать содержимое мешочка, а заодно, и назвать все крупы и бобовые.
2. В небольшой тканый мешочек насыпьте фасоль, горох или чечевицу. Спрячьте в него небольшую игрушку (например, фигурку от Киндер-сюрприза). Пусть ребёнок найдёт её в мешочке и наощупь угадает, что это за предмет.
3. Любая крупа, щетка, совочек. Рассыпаем и подметаем!
4. Берем бутылочки, баночки, пузырьки разных размеров, отвинчиваем крышки, перемешиваем и предлагаем малышу подобрать и завинтить крышки.
5. Вырежьте из любой раскраски страницу (или нарисуйте вместе с крохой рисунок). А теперь предложите своему чаду раскрасить его, но не обычным способом (карандашами, фломастерами или красками, а пластилином, размазывая его пальчиками по элементам рисунка и стараясь не заходить за линии. Некоторые детали (нос, ягодки и прочие круглые элементы рисунка) попросите сделать объёмными.
6. Губка, детское мыло и посуда. Медленно показываем мастер-класс по мытью кастрюли и предлагаем карапузу помыть, н-р, чайник.
7. Налейте в широкую ёмкость воду, бросьте туда пуговицы, крупные бусины, пластиковую мозаику, шарики. Пусть малыш выловит все предметы с помощью столовой ложки, поварёшки.
8. Бусины разных цветов и размеров перемешайте между собой и попросите кроху рассортировать их в разные коробочки, попутно называя цвета бусин.
9. Возьмите лоскуты различных тканей ( желательно очень разных по фактуре: шелк, хлопок, шерсть).Вместе с ребёнком определите наощупь характеристики этих тканей (грубая, мягкая, гладкая, колючая и так далее). Обсуждаем: этот колючий, этот мягкий, а этот скользкий. Предложить на ощупь подобрать к ним пары.
10. На поднос с бортиками насыпьте муки. Пусть малыш пальчиками (палочкой, кисточкой) рисует на муке фигуры, солнце и прочие рисунки.
11. Поднос, манка и фасоль, сито. Пусть малыш ищет в манке спрятанные фасолины и складывает их в баночку. Покажите, как можно отсеять с помощью сита манку, а фасоль останется в сите.
12. Небольшая коробка без крышки и прищепки. Нанизываем прищепки по периметру коробки, а он пусть снимает. Вырежьте из картона круг, возьмите прищепки и предложите крохе сделать из имеющихся предметов солнышко. Но сначала покажите, как цеплять прищепки.
13. Достаем запасливо припасенные старые журналы или газеты… Их можно рвать – на полосы или кусочки - и тогда развиваются соотносящие движения руки и хватание. Только сначала нужно показать, как это делать правильно. Захватываем пальцами обеих рук лист, а потом тянем в разные стороны. Затем заключительная часть этого действия – бросание клочков вверх со словами: «Осень наступила!». Потом вместе весь этот листопад собираем.
14. Возьмите пару картофелин и вырежьте из них объёмные фигуры (круг, квадрат, звезду). Дайте малышу эти заготовки, пусть макает в краски и делает на альбомном листе штампы. Такие же рисунки можно делать из половинок яблок или лимонов.
15. У пластиковых контейнеров разного размера снимите крышки. Пусть ребёнок подберёт крышку к каждому контейнеру или сложит их один в другой.
16. Игрушки и фигурки с отверстиями нанизайте на шнурок. Подавайте малышу мелкие фигурки, а он пусть самостоятельно собирает необычные «бусы».
17. Возьмите одежду с липучками, шнуровкой, застежками-молниями. Пусть ребёнок застёгивает, расстёгивает и зашнуровывает (с вашей помощью) их. Шнуровать, открывать - закрывать молнии, липучки очень полезно. Есть много игрушек, в которых используется этот прием.
18. Форма для льда и пинцет, бусинки или ягодки. Малыши до года пусть вынимают ягодки пальчиками.
19. Разбирая посудомоечную машину, предложите малышу самому достать вилки, ложки, кастрюли и пластиковую посуду, только остерегайтесь острых предметов.
20. Не спешите сами загружать бельё в стиральную машину. Пусть ребёнок сделает это сам.
21. Устройте с ребё нком соревнование: бросайте скомканную бумагу в ведро или таз
22. Разберите носки по одному. Пусть кроха подберёт к каждому носку пару.
23. Возьмите любимую мягкую игрушку ребёнка (например, медвежонка). Положите перед малышом зимнюю шапку, шарф, панаму, солнечные очки и предложите угадать, что нужно одеть медвежонку летом, а что – зимой.
24. Налейте в ё мкость воду и дайте своему чаду небольшие предметы: желуди, гайки, бусины, пластиковые детальки, пробки, шарики из фольги (лёгкие и тяжёлые). Пусть малыш кидает в воду предметы и определяет, что тонет, а что – нет Комментируйте: тяжелый, легкий.
25. Налейте воды в небольшой тазик и дайте крохе носовые платочки, кукольные одёжки на стирку.
26. Пластиковая чаша с водой, капля жидкого мыла и венчик. Пусть малыш "взбивает" пену.
27. Бисер, коробочки. Перемешиваем бисер сначала и просим разложить (по цвету или размеру) по разным коробочкам – сначала по 2-ум, потом в три коробочки и т. д.
28. Бусинки, желобок (сделать из шланга, н-р, блюдце. Делаем желобок-горку и скатываем бусинки по желобку в блюдце. Можно посоревноваться ребенком – чья бусинка докатится быстрее, и если ребенок догадается, что чтобы бусинка катилась быстрее, нужно увеличить угол наклона – это просто здорово!
29. Возьмите шпиндель для дисков и ненужные CD, попросите малыша нанизать диски на шпиндель.
30. Банка с отверстиями в крышке – через них можно кидать пробки, бусины, мячики из поролона, пуговицы.
31. Постройте из пластиковых стаканчиков башню. Пусть ребёнок собьёт её мячом. Поиграйте так в боулинг: у кого упало больше стаканчиков, тот и выиграл.
32. Магнит (желательно покрупнее, и разные предметы- металлические и нет. Малыш проверяет, что примагничивается, что нет.
33. Картинку разрежьте на четыре-пять крупных частей и предложите малышу собрать полученный пазл.
34. Возьмите ватман и нарисуйте на нём ствол дерева, а карапуз с помощью собственных ладошек и пальчиковых красок (или простых акварельных, но под вашим присмотром) нарисует у дерева листочки.
35. Вручите малышу старый журнал и безопасные ножницы: пусть он вырезает понравившиеся картинки или определённые изображения на заданную тематику (например, машины или животных).
36. Канцелярские кнопки и пенопласт.
37. Налейте в тарелку немного воды и предложите ребёнку чистой губкой для посуды перелить ее в другую тарелку.
38. Деревянные гвоздики с молотком. Их можно забивать в пластилин или мягкую глину.
39. Сделайте с малышом кораблики из скорлупы грецкого ореха, зубочисток и бумаги. Пустите кораблики в море (таз или большую чашку с водой).
40. Выдайте ребёнку бинт, пластиковую ложку и шприц без иглы. Пусть полечит своих игрушек: попросите сделать укол, забинтовать лапку, дать лекарство.
41. Губка, поднос вода. Разливаем – вытираем! Две тарелки, губка, лейка. Наливаем в одну тарелку воду и губкой переносим водичку из одной тарелки в другую. Передайте крохе чистую тряпочку и попросите протереть нижние полки, дверцы шкафа или холодильника
42. Мешочек с 8-10 знакомыми малышу предметами (ленточка, карандаш, расческа, резиновый зайчик и пр.). Малыш вытаскивает с закрытыми глазами предметы и называет их. Потом можно усложнять задание – сложить все предметы на букву «д». Так тренируются тактильные ощущения и можно выучить все буквы алфавита, тренируется способность выделять звуки в словах.
43. Три кастрюли разного диаметра и крышки. Пусть подбирает "правильную" крышку. Еще можно сложить кастрюли одну в другую.
44. Пластилин спешит на помощь! Не будем заниматься лепкой всерьез. Просто сначала помнем его в руках – совмещая самомассаж пальчиков и рук и развивая мышцы. Потыкаем в него и поделаем дырочки одним выпрямленным указательным пальцем или всеми сразу. А потом раскатаем лепешку и будем втыкать в него все мелкое, что под руку попадется: бусины, камешки, ракушки, крупы и бобовые и п
И помните, один из самых важных принципов Марии Монтессори - не помогайте ребенку, пока он сам не попросит! Пусть не все получается сразу, для ребенка ценно то, что он сам смог, а не результат, полученный мамой! Соблюдайте технику безопасности - не оставляйте ребенка с мелкими предметами без присмотра.