Лучший педагог года

Проект «Развитие мелкой моторики и речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений» (6 фото)

Светлана Бабурова
Проект «Развитие мелкой моторики и речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»

Проект «Развитие мелкой моторики и речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»

Проект «Развитие мелкой моторики и речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»

База внедрения проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 Улыбка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Участники: педагоги, дети раннего возраста, родители.

Вид проекта:

по форме: игровой, творческий;

по направленности: предметный;

Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики и речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений“» размещена в разделах

по продолжительности: долгосрочный (август 2023 - май 2024г);

по количеству участников: групповой.

Интеграция проекта реализуется по следующим направлениям:

- познавательное развитие;

- социально – коммуникативное;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Проблема: Я обратила внимание, что дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, не успевают за ребятами на занятиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Решила эту проблему решить через проект «Развитие мелкой моторики и речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»

Этими проблемами обусловлена актуальность проекта.

Актуальность проекта:

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев», а философ И. Кант, что «Рука-это вышедший наружу мозг человека», «Готовить глаз к видению, руку – к действию и душу к чувствованию», были слова М. Монтессори.

Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызвать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.

Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Развитие мелкой моторики рук так же напрямую связано с мышлением, вниманием, наблюдательностью, памятью, воображением, координацией. Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию общей и мелкой моторики у детей раннего возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное – сохранению психического и физического развития ребенка. Исходя из актуальности проблемы, и того, что в основе развития мелкой моторики руки детей раннего возраста, лежит игровая деятельность, как ведущий вид деятельности ребенка.

Поэтому мной была поставлена цель проекта

– развивать у детей основы речевой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений.

Перед собой я поставила следующие задачи:

1. Изучить актуальность использования игровых приёмов для эффективного использования пальчиковых игр и упражнений.

2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей.

3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр.

4. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями.

5. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

6. Изучить игровые технологии в развитии умственных способностей.

7. Составить подборку пальчиковых игр

8. Воспитывать эмоциональную, познавательную и социальную активность детей через совершенствование развивающей предметно пространственной среды группы.

Новизна: Новизна данного проекта заключается в практическом аспекте: пополнили и разнообразили предметно-развивающую среду различными сенсорно- игровыми пособиями, привлекли родителей с детьми к их изготовлению через создание клуба «Умелые ручки», где в игровой форме научили использовать. В результате предметно-развивающая среда пополнилась разнообразными методическими пособиями для развития мелкой моторики, а родители научились использовать развивающие игры в домашних условиях.

Предполагаемый результат:

1. применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;

2. планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

3. качественное функционирование системы работы по использованию дидактического материала (пальчиковых игр) для развития познавательных способностей детей;

4. проявление инициативы, любознательности, сообразительности;

5. возникновение устойчивого интереса к пальчиковым играм;

6. укреплению зрительной и слуховой памяти, произвольного внимания;

7. умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

8. сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам познавательного развития.

План реализации проекта:

1. Организационный этап

август 2023 г. Изучение нормативной базы по данному направлению, теоретическое осмысление проекта, анализ условий ДОУ, подбор диагностического инструментария, консультаций для родителей, педагогов; разработка перспективно-тематического планирования организации познавательной деятельности с детьми раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений, с учетом результатов диагностики.

август 2023г.

Подготовка развивающей среды. Составление картотеки игр, включающих пальчиковые игры. составить перспективный план работы по социально коммуникативному развитию раннего возраста; разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.

2 этап -Основной, практический,

Сентябрь 2023- май 2024г

Сентябрь 2023:

Образовательная деятельность с воспитанниками:

Игра «Надень колечки»

Цель: Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

Игра «Пальчики здороваются»

Цель: Учить детей касаться поочередно пальчиками одной руки с другой, начиная с большого пальчика.

Фото «Развитие мелкой моторики и речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»

Совместная деятельность с родителями:

Выставка рисунков и поделок «Что нам осень принесла?» Привлечение родителей к работе детского сада. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Работа с педагогами:

Консультация для воспитателей: на тему «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Октябрь 2023:

Образовательная деятельность с воспитанниками:

Проведение НОД, «Наши пальчики играют»

Игра «Цветные вкладыши»

Цель: Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом и величиной.

Проект - фото

Совместная деятельность с родителями:

Консультация «Игры и упражнения для развития мелкой моторики», Памятка для родителей «Игры для самых маленьких». Папка – передвижка «С пальчиками играем, речь развиваем»

Работа с педагогами:

Мастер-класс для педагогов «Пальчиковая гимнастика, как игровая форма организации образовательного процесса»

Ноябрь 2023:

Образовательная деятельность с воспитанниками:

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Игра «Овощи»

Цель: Учить детей делать руками «корзиночку» и сгибать пальчики, начиная с большого.

Фото №1 Проект Развитие мелкой моторики и речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений

Совместная деятельность с родителями:

Консультация: «Учить цвета легко и просто». Изготовление буклетов для родителей: «Мелкая моторика рук». Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук. Акция «Помоги тем, кто рядом». (Совместное изготовление кормушек для птиц родителями с детьми). Изготовление стенгазеты ко Дню Матери «Моя мамочка!»

Декабрь 2023:

Образовательная деятельность с воспитанниками:

Игры с мозаикой, кубиками и пазлами, вкладышами.

Пальчиковая гимнастика «Мы идём в осенний лес», «Осенний листок», «На базар ходили мы», «Фонарики», «Капуста»

Проговаривание чистоговорок со звуком «Т», «Ть».

Фото №2 База внедрения проекта Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида Улыбка г

Совместная деятельность с родителями:

Консультация: «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста». Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка. «Новый год у ворот»- выставка новогодних «Снежинок», сделанные руками детей и их родителей.

Работа с педагогами:

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по теме: Пальчиковые игры как средство активизации моторики рук и развития речи

Январь 2024:

Образовательная деятельность с воспитанниками:

Научить детей выполнять ручной массаж кистей и пальцев рук

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Совместная деятельность с родителями:

Консультация: «Почитай мне мама сказку». Фотовыставка Тема: «Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!»

Работа с педагогами:

Семинар-практикум для педагогов "Пальчиковые игры"

Февраль 2024:

Образовательная деятельность с воспитанниками:

коллективные игры на развитие мелкой

моторики «Веселая ложка», «Найди

сюрприз», «Переложи игрушки»

Создание дидактической игры «Сухой бассейн» с различными наполнителями (фасоль, горох, камушки)

Знакомить с деталями строительного материала, конструктора Лего.

Совместная деятельность с родителями:

Беседа «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей».

Рекомендации: «Игровые упражнения для обучения детей правильному дыханию»

Выставка детских рисунков «Лучше папы не найти»- фотовыставка с рассказами о папах, оформление детских рисунках. Фотогазета «Мой папа самый лучший!»

Работа с педагогами:

Мастер – класс для педагогов

«Играем пальчиками развиваем речь»

Цель: Повышение профессиональной

Компетентности воспитателей по

использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Март 2024

Образовательная деятельность с воспитанниками:

- игры с застежками, прищепками, крупой,

пуговицами, крышками;

- мозаика,

- шнуровка,

- Пальчиковая гимнастика с

использованием стихов, песенок, потешек и

народных сказок (Репка, мышка, моя семья,

зайчик, апельсин, счет, тесто, сороконожки,

котик, дружба, пальчики здороваются,

дождик, ушки – рожки)

Совместная деятельность с родителями:

Консультация на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей». Фотовыставка «Моя мама – лучше всех!». Совместная работа родителей и детей «Широкая масленица».

Работа с педагогами:

Семинар – практикум для воспитателей «Чтоб красиво говорить – нужно с пальцами дружить»

Цель: Знакомство воспитателей с приёмами и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики детей в условиях массовых и коррекционных групп ДОУ.

Апрель 2024

Образовательная деятельность с воспитанниками:

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) в группе раннего возраста «Зёрнышки для птичек»

Цель: учить отщипывать небольшие комочки от теста аккуратно укладывать готовые изделия на дощечку.

- Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.

- Д. И «цветные колечки» «пирамидки»

-Д/и «Чудесный мешочек» – назови предмет.

Фото №3 Пролетарска Пролетарского района Ростовской области Участники педагоги дети раннего возраста родители

Совместная деятельность с родителями:

Рекомендации для родителей: «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома». Творческий конкурс «Космические фантазии». Выставка семейного творчества «Дорого яичко к пасхальному дню»

Работа с педагогами:

Семинар – практикум для педагогов «Речь на кончиках пальцев. Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи"

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Май 2024

Образовательная деятельность с воспитанниками:

Игры с разрезными картинками – предложить сложить ребенку картинку (овощ, фрукт, растение, предмет, игрушку и т. д.).

Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Пальчиковая гимнастика «Мы идём в осенний лес», «Осенний листок», «На базар ходили мы», «Фонарики», «Капуста»

Совместная деятельность с родителями:

Консультация для родителей «Учите рисовать нетрадиционно». Фотовыставка «Жизнь ребенка в детском саду» Консультация для родителей «Игры с детьми на отдыхе в летний период» Родительское собрание «Чему научились наши дети за год». Подвести итоги совместной деятельности воспитателя и родителей за прошедший год. Определить перспективы на будущее.

3 этап -обобщающий,

май 2024 Анализ социально коммуникативной деятельности с детьми раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений.

Диссеминация опыта с педагогами МБДОУ по теме проекта: «Развитие мелкой моторики и речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»

Виды деятельности с применение пальчиковых игр:

- Игровая;

- Коммуникативная;

- Продуктивная;

- Музыкально-художественная;

Методы и приемы, используемые в реализации проекта:

- игровой,

- проектных технологий,

- словесный,

- практический метод,

- методы экспериментально - исследовательской деятельности.

Основные формы реализации проекта:

-Разнообразные виды проведения непосредственно образовательной деятельности.

-Использование игровых методов обучения.

-Приёмы поисковой и творческой деятельности.

-Дидактические пальчиковые игры.

-Досуги и развлечения.

-Просмотр мультимедийных презентаций.

-Использование технических средств (интерактивная доска, мультимедийное оборудование, видео и аудио оборудование).

-Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.).

Формы взаимодействия с родителями в процессе реализации проекта:

- Индивидуальные консультации;

- семинары-практикумы;

- беседы;

- мастер-классы;

- родительские собрания;

-совместные досуги, праздники;

- дни открытых дверей.

Результаты работы:

1. Детей

Диагностика социально коммуникативной деятельности детей раннего возраста показала, что реализация данного проекта прошла успешно:

- увеличение словарного запаса детей, развитие более эмоциональной и выразительной речи детей;

- повышение интереса к пальчиковой гимнастике в повседневной жизни;

- улучшение моторики пальцев рук, внимания, памяти, воображения, речи.

2. Педагогов:

-Повысился профессионализм;

- Применение дидактических, пальчиковых игр повысило эффективность педагогического процесса.

3. Во взаимодействии с родителями была обеспечена положительная динамика социально коммуникативного развития каждого ребенка

Для себя: осознание своих сильных и слабых сторон в ходе реализации проекта;

определение собственного уровня педагогического мастерства;

представление собственных научно-методических достижений;

обобщение опыта, публикация научно-методических материалов;

творческое самовыражение.

Литература по обеспечению проектной деятельности:

1. Волков,Б. С. Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах[Текст]/Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : ТЦ Сфера, 2015.- 128с.

2. Гурова О. В. Формирование психологической готовности к игровой деятельности у детей раннего и младшего дошкольного возраста// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. -2019.- № 11.- С. 37-43

3. Ершова В. Н., Брехова Н. П. Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры // Молодой ученый. - 2016. - №23 (2). - С. 42-45.

4. Емельянова Н. В. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №2. - С. 18-22.

5. Князева О. В. Организация развивающей среды в игровой комнате для детей первого года жизни //Воспитатель ДОУ. – 2016. – №3. – С. 31-35.

6. Кондрашова Н. В. Основные направления и формы взаимодействия ДОО и семьи в современных условиях // Воспитатель ДОУ. – 2016. - № 8. – С. 83 – 85.

7. Лазарев И. М. Психологические условия гармонизации развития ребенка младенческого и раннего возраста // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. - 2016. - № 1 (3). - С. 64-75.

8. Литвинова О. Э. Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016. -256 с.

9. Нугаева Р. Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника // Молодой ученый. - 2013. - №7. - С. 401-404.

10. Пастухова И. В., Бацаева Н. А. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 1370-1372.

11. Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Подходы к раннему познавательному развитию//Управление ДОУ. - 2018. - № 6. - С. 86-92.

12. Шарипова И. М. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей // Альманах мировой науки. - 2016. - № 3-2 (6). - С. 85-86.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Проект «Развитие мелкой моторики посредством бизиборда»Проект «Развитие мелкой моторики посредством бизиборда» Проект в ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики через Бизиборд» I.Структура проекта: Актуальность В дошкольном образовательном учреждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие мелкой моторики и речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»
Опубликовано: 3 июля 2024 в 20:24
+271Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие мелкой моторики и речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бабурова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июля. День скакалки. Передвижка «Летние игры на прогулке»

Летом идеальные условия, чтобы дети гуляли, резвились, набирались сил и здоровья, играя в полезные игры. Таких игр на свежем воздухе существует великое множество.

3 июля. День ГИБДД (ГАИ) России. Папка-передвижка «ЮПИД»

3 июля 1936 года появилась государственная автоинспекция МВД СССР. Поздравляем работников ГАИ!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД