галина новикова
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
Детский сад № 2
Артемовского городского округа
«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
(из опыта работы)
Подготовила:
воспитатель
Новикова Г. В.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста, поэтому, недолго думала, какую же работу я буду проводить с детьми. Я решила провести углубленную работу по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Еще В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований находится на кончиках пальцев»
Значение развития мелкой моторики очень велико :
1. Повышает тонус коры головного мозга.
2. Развивает речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулирует развитие речи ребенка.
4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивает чувство ритма и координацию движений.
7. Подготавливает руку к письму.
8. Поднимает настроение ребенка.
Образовательные области, затрагиваемые при развитии мелкой моторики рук :
-- Познавательное развитие (сенсорика РЭМП, окружающий мир, конструирование)
- Социально – коммуникативное развитие (овладение средствами общения, игры.
- Художественно – эстетическое разкитие (рисование, лепка, аппликация, Чтение художественной литературы (стихи, потешки, сказки)
- Физическое развитие (массаж, пальчиковая гимнастика
Я поставила следующие цели и задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
2. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
3. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
-произвольное внимание; -логическое мышление; -зрительное и слуховое восприятие;
-память;
-речь детей.
Я использую в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность.
Это игры и упражнения, пальчиковые игры, изобразительная деятельность, массаж рук.
Сейчас подробнее представлю, какие игры я применяю для развития мелкой моторики рук ребенка :
- Пальчиковые игры и предметами и без предметов
- Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзии. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.
Изобразительная деятельность:
Рисование - способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук. Стараюсь разнообразить НОД применяя нестандартные приемы рисования: рисование ватными палочками, губкой, пальчиками.
Лепка - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему.
Применяю массаж ладоней и пальчиков рук - он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.
Игры и прищепками и пуговицами
Игры с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
Цель - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике. Мною сделана игра «Цветные прищепки».
Игра очень нравится моим малышам. В ходе этой игры у ежика появляются колючки, у солнышка - лучики, у домика - труба. Используя разноцветные прищепки, закрепляем цвета. Чтобы прицепить прищепку, ребенок прилагает усилие, чем укрепляет мышцы пальцев и кистей рук. Пока получается не у всех, но мы работаем над этим. Еще приобрели сушилку, на которой малыши с помощью прищепок развешивают белье.
Пуговицы - открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру. Развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук. Изготовила пособие «Цветочная полянка». На платочках нашиты крупные пуговицы, малыши пристегивают вязаные цветы, и получается цветочная поляна.
Игры с крупными бусинами - развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.
Игры с игрушками:
Вкладыши - способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.
Шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи. Мною сделано пособие «Коврик». Мои дети продевают сквозь отверстия разной величины, разноцветные тесемки, и получается разноцветный коврик.
Конструкторы и наборы строительных материалов - эти игрушки способствуют интеллектуальному развитию детей, формированию способностей к техническому творчеству, развивают моторику рук, создают в воображении ребенка некие идеалы цветов и форм. Так же вовлекают наглядно-образное мышление и память.
Пирамидки – эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.
Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.
Застегивание и расстегивание различных видов застежек – липучек, пуговиц, кнопок. Вместе с родителями изготовили пособие «Фетровые полоски»
Игры с бумагой: разрывание, комканье, разглаживание.
Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья.
Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Большую роль в просвещении родителей играет наглядная информация. Местом размещения этой информации служит уголок для родителей. В своей группе я со вторым воспитателем оформила стенд, здесь они могут найти различную информацию о развитии мелкой моторики рук. Содержание стенда я пополняю ежемесячно. Здесь размещены
Папки-передвижки: «Развитие мелкой моторики в быту», «Развитие мелкой моторики пальцев рук»
Папки: «Сенсорное развитие детей. Игры для развития тактильного восприятия», «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» (игры и упражнения для занятий дома)
Консультации: «»Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка», «Сенсорные игрушки», «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста», «Карандаш-массажер», «Взял я в руки карандаш. Советы родителям»
Также провожу работу с педагогами по своей теме на семинарах, педсоветах
Консультации: «Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности», «Как развивать мелкую моторику у дошкольников», «Развитие моторики у детей от 2 месяцев до 5 лет», «Упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 3 лет», «Формирование сенсомоторной культуры детей раннего возраста как обеспечение успешного интеллектуального развития личности»