Осягина Светлана Раисовна
Развитие математических способностей детей раннего возраста. Из опыта работа
▼ Скачать + Заказать документы
Из любого ребенка можно вырастить талант! Если вовремя его «удобрить». Интересное высказывание! И самое главное, оно вселяет оптимизм и побуждает к действию. Много лет я работаю в школе Раннего развития, а лучше сказать своевременного развития детей. Знакомлю малышей с математикой. В школе занимаются дети от 3 до 7 лет. Я хочу поделиться своим опытом по развитию математических представлений у детей 3 – 4 лет. Многие родители спрашивают: «Не рано ли в этом возрасте давать такие сложные математические понятия?» Отвечу – «Не рано. Главное знать с чего начать».
Публикация «Развитие математических способностей детей раннего возраста, Из опыта работа» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Как же выстроить это знакомство с предметом в младшем возрасте?
В этом возрасте знакомство с математикой целесообразно начинать с геометрии. Первые математические представления у детей связаны не с количественными характеристиками объектов и множеств, а с пространственными характеристиками. Пространственные характеристики проще поддаются вещественному и затем графическому моделированию (а следовательно могут восприниматься на чувственном уровне непосредственно, и главное в основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала.
Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. С этой точки зрения геометрическое содержание более соответствует «детскому» способу вхождения в математику. Занятия проводятся со всей группой детей. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной. А знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на учебную деятельность, на общение с педагогом. Знакомя детей с геометрией я еще обязательно даю всевозможные логические задания.
Так на занятия к нам всегда приходят 2 героя: мышонок Пик и Веселый Карандаш. Каждому из героев предназначена своя роль. Пик всегда приходит с интересными логическими заданиями, а карандаш знакомит детей с учебным материалом. Я намеренно не ввожу новых сказочных героев. Дети привыкают к этим двум, считают их своими друзьями и с нетерпением ждут их на каждом занятии.
И так мышонок Пик. Как я уже отметила – Пик «помогает» мне развить у детей логическое мышление. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умели ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Какие приемы логических операция я применяю с маленькими детьми:
1. Сравнение, обобщение, классификация
По данной теме у меня накоплен богатый наглядный и методический материал : картинки с заданием «Найди 5-10 отличий», которые развивают зрительную память; карточки с заданием «Найди такой же предмет»; карточки на классификацию и обобщение предметов (посуда, мебель, одежда, транспорт и т. д.); карточки с заданиями «Найди лишний предмет», ребенок должен не только найти предмет, но и обосновать свой выбор.
2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. В этом направлении использую смысловые карточки (подбери пары по смыслу).Уже к концу года дети хорошо ориентируются в этих карточках и задания можно усложнять.
3. Развитие восприятие, внимание. Внимание хорошо развивают игры на тему «Что изменилось», «Чего не стало», «Магазин». Так же я начинаю уже давать простейшие логические сетки.
Все задания оживляет активное участие мышонка Пика. Обучение воспринимается детьми как веселая игра. Пик подбадривает, хвалит, а иногда и делает замечания.
После Пика, когда мы сделали «зарядку» для мозга, приходит Веселый Карандаш. Вот он то и знакомит детей с непосредственно геометрическим материалом. Вместе с Карандашом я развиваю у детей пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов);
Начинаем знакомство с простейших геометрических понятий – точка, линия, виды линий (прямая, кривая, ломаная).
При знакомстве ребенка с геометрическими фигурами я использую блоки Дьеныша. С помощью блоков дети овладевают приемами выявления свойств, сравнения, классификации, обобщения, другими логическими действиями. Так же с помощью блоков Дьеныша хорошо объяснить детям различия между геометрическими фигурами и геометрическими телами.
Поскольку наше обучение – игра, даже геометрические фигуры и тела у меня «оживлены» и имеют лицо. Хорошо здесь применить и математические сказки. Многие сказки я придумываю сама. И на занятиях использую всевозможные учебные мультипликационные фильмы. Дети всегда лучше запоминают материал, когда он подкреплен наглядным компонентом.
Знакомя детей с геометрическими фигурами, отрабатываю и такие логические приемы, как анализ и синтез. Начинаем с анализа, так как разобрать предмет в младшем возрасте естественнее, чем собрать (синтезировать). На этом этапе я использую всевозможные геометрические мозаики и головоломки. Беру несложные задания из игр Никитина.
И на каждом занятии развиваем мелкую моторику и отрабатываем графические навыки. Исходя из личного опыта – рука у деток этого возраста очень слабенькая. Задания для отработки графических навыков подбираю интересные, яркие и занимательные.
Начиная с младшего возраста начинаем ориентироваться в пространстве: на, над, под, за, перед, справа, слева. Все задания тоже проходят в игре – сюжетно – ролевой или дидактической. На эту тему – ориентирования накоплена большая коллекция настольных игр.
Как видите, нам есть чем заняться и чему научиться помимо цифр и чисел.
И уже к концу года у детей вырабатываются такие качества как внимание, усидчивость, мотивация к познанию, окрепла мелкая моторика, развивается логическое мышление. Дети готовы к дальнейшему путешествию по волшебной стране математики.