Ирина Антонова
Мастер-класс «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Развитие математических способностей у детей
дошкольного возраста посредством сказки»
Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать, и я покажу вам»
Цели мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
Задачи мастер-класса:
Публикация «Мастер-класс „Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством сказки“» размещена в разделах
1. Формирование представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира посредством сказок математического содержания.
2. Вовлекать в активную познавательную деятельность.
3. Показать приемы работы со сказкой.
4. Развивать духовно – нравственные качества.
5. Совершенствовать умение рефлексировать.
Математическая культура – составная часть общей культуры личности, поэтому я и выбрала тему моего опыта: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством сказки».
Я поставила перед собой цель: развить у детей логическое мышление, образную память, предпосылки творческого продуктивного мышления, пространственного и абстрактного воображения, воспитать уверенность в интеллектуальных возможностях, формировать положительное отношение у детей к предмету. Я начала свою работу по данной теме с того, что чётко определила задачи, которые ставит программа перед детьми старшего дошкольного возраста.
Чем любит заниматься ребенок дошкольного возраста больше всего? Играть и слушать сказки.
Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть, – мои бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Судите сами.
«Колобок» познакомит с порядковым счетом.
«Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице).
С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере, а также научиться моделировать по схеме.
Чтение «Красной Шапочки» даст возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий».
Но просто читать сказки – этого мало. И я решила попробовать сочинять математические сказки сама. Ведь там, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение. Вот почему в процессе формирования элементарных математических представлений я предлагаю детям поиграть в сказку, стать ее непосредственными участниками, используя прием «вхождения в сказку», в этот удивительный волшебный мир.
Это позволяет мне не только формировать у воспитанников интерес к данному виду деятельности, но и в занимательной форме упражнять детей в счёте, ориентировке во времени, пространстве, а также решать другие программные математические задачи. Через сказку я не только повторяю и закрепляю пройденный материал, но и знакомлю детей с новым, учу их самостоятельно добывать знания. Сюжет сказки может быть позаимствован из сокровищницы мировой детской литературы. А может быть придуман мною.
В ходе подготовки к занятиям перечитывала сказки детям или давала слушать записи на магнитофоне, просматривали отрывки из фильмов и мультфильмов. Инсценировали сказку или часть её в каком- либо виде театра (би-ба-бо, пальчиковый, плоскостной, и др.) Когда у детей складывалось целостное представление о сказке, как о литературном произведении, тогда я наполняла её математическим содержанием. Старалась сделать так, чтобы задания, задачи, ребусы, стихи, физкультминутки и весь занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё.
А на наших «сказочных» занятиях, герои как не стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. И дети становятся непосредственными участниками сказки. Да какими? Самыми умными, самыми наблюдательными, самыми сообразительными. Всегда дети, решив множество задач, пройдя по лабиринтам, найдя сокровища и расколдовав героев, помогают им, и конец у сказки всегда СЧАСТЛИВЫЙ!
Сочиняя сказку, я продумываю к ней пособия или мультимедийное сопровождение. А сейчас, уважаемые коллеги, я бы хотела Вам продемонстрировать одну из моих работ. Мы с Вами отправимся в путешествие по математической сказке. А что бы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “1, 2, 3 обернись, в сказке окажись”. Открываем глаза. Сказка начинается.
Жил-был царь. И была у него дочь – красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Поехал ее искать Иван Царевич. Едет день, едет два. Подъезжает к избушке на курьих ножках. А там живет Баба Яга. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван Царевич ответит на ее вопросы.
Слушайте внимательно задачи Бабы Яги:
На столе 4 яблока. Одно из них разделили пополам. Сколько яблок на столе?
У стены стоят кадушки,
В каждой ровно по лягушке.
Если б было 5 кадушек,
Сколько было бы лягушек?
Воспитатель: Справились мы с заданием Бабы Яги.
Баба Яга дала клубочек и отправила царевича к своей сестре Кикиморе. У неё находится карта. Клубочек покатился, и царевич пошел за клубком. Прикатился клубок к болоту. И вдруг перед царевичем показалась Кикимора. Она выслушала царевича и решила помочь. Но для того чтобы получить карту, надо выполнить задание.
Давайте поможем Ивану Царевичу выполнить задание. Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание и рисовать:
• в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;
• в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;
• в центре нарисуйте черный овал;
• в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;
• в правом верхнем углу нарисуйте желтый квадрат.
Воспитатель: А сейчас проверим.
Мы справились с заданием, и Кикимора дала карту Ивану царевичу можно идти дальше. Клубочек покатился дальше и привел Ивана Царевича в сказочный лес.
В лесу случаются чудеса. Лесные жители приготовили задание.
Посмотрите на этот домик, какое число живет в этом домике? Нам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число 5. Давайте начнем первого этажа. На этом этаже уже живет число 3, а какое число должно жить рядом? Молодцы, справились и с этим заданием.
И мы с Вами отправимся дальше в путь. Видите, перед нами стоит зАмок. Вот вход в зАмок. На Двери замка, висит замок Чтобы открыть, надо отгадать код. Все приготовились, начали работать.
• число больше 5 на 1 (6);
• число, которое меньше 7 на 1 (6);
• число, обозначающее день недели - вторник (2);
• число, последующее числа 4(5).
Воспитатель: Молодцы, дверь в замок, мы открыли. И освободили прекрасную царевну. А теперь хотелось бы с моими коллегами провести мастер-класс. Прошу желающих подойти ко мне. Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами отправимся в сказку «Гуси- лебеди». Только это будет не простая сказка, а математическая. Вам дается схема сказки, а вы должны придумать текст с математическими заданиями. Так как мы с Вами ограничены во времени, то попрошу Вас составить сокращенный вариант сказки.
Таким образом, я могу смело утверждать: математика – это совсем не сложно.
Особенно, если знаешь ключик к детскому сердцу. Ключик этот – сказки!
Но распахивая перед детьми волшебные двери в сказочную страну, я не только знакомлю их с математикой, но и учу их доброте, любви, взаимовыручке, доверию к миру, умению преодолевать трудности, любознательности.
Я – воспитатель. Воспитываю я?
Любовь дарю.
И я судьбу благодарю за то,
Что мне дает, то детское тепло.
И от него мне так светло.
Учу считать, творить, красиво говорить,
А в дружбе – друга понимать.
Ценить добро, не помнить зло,
Учу их человеком быть и просто жить!