Лисенкова Татьяна Ивановна
Педагогический опыт «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста»
Обоснование перспективности и актуальности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Математическое развитие ребенка, развитие его математических способностей является актуальным на современном этапе и одной из основных задач дошкольного образования.
Публикация «Педагогический опыт „Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Важность обучения дошкольников началам математики, как я считаю, обусловлена целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; обилием информации, получаемой ребенком; повышением внимания к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более интенсивным; стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Нередко подготовка детей к школе, по моему мнению, сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых не развиты общие и специальные способности, отсутствуют желание, и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Поэтому развитие математических способностей детей дошкольного возраста является актуальным и перспективным на современном этапе для совершенствования учебно-воспитательного процесса в детском саду
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Проблема формирования и развития математических способностей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.
Возможно, именно поэтому не только среди родителей, но и среди большинства воспитателей распространено достаточно фатальное отношение к математике к жизни ребенка: математические способности либо даны, либо не даны, и тут уж ничего не поделаешь!
В связи с актуальностью данной проблемы мною была выбрана ведущая идея опыта: «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста».
Теоретическая база опыта.
Необходимость развития математических способностей, формирование познавательного интереса к математике понималась многими педагогами, психологами, методистами. Большой вклад в разработку проблем математического развития детей-дошкольников, внесли А. М. Леушина, Р. Л. Непомнящая, Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Т. В. Тарунтаева, Т. Н. Игнатова и другие.
Вся деятельность профессора доктора педагогических наук А. М. Леушиной была посвящена развитию у детей умения считать, а также формирование у них понятий про пространство и время, и подготовка к обучению их в школе. Ее книга «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» стала результатом многолетней научной и практической работы с дошкольниками.
Турунтаева Т. В. и Гальперин П. Я. считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.
В исследованиях Венгера Л. А, З. А. Михайловой, Л. И. Тихоновой и др. показана целесообразность использования различных игр в обучении детей математике, которое дает широкие возможности для развития интеллектуальных возможностей ребенка дошкольного возраста.
И на современном этапе Программы детского сада уделяют большое значение этой проблеме. Во всех современных программах есть разделы по математическому развитию дошкольников. Методика формирования математических представлений продолжает поиск оптимальных условий обучения дошкольников.
В своей работе я придерживаюсь программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, дополнительно использую интернет источники,методики других авторов Метлина Л. С., ПетерсонЛ. Г., Холина Н. П. ,журнал «Воспитатель ДОУ».
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Изменения содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. В дошкольном возрасте обучение начинается в процессе игры, поэтому ребенок должен обучаться играя, на что большое внимание уделяется в современных ФГОС ДО.
Цель: Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике.
Задачи:
- развитие логических мышлений и основных мыслительных операций;
- развитие математических способностей и склонностей;
- качественная подготовка ребенка к школе;
- развитие личностных качеств и навыков и самоконтроля и самооценки.
Формы организации образовательной деятельности: НОД, самостоятельная деятельность детей и совместная деятельность взрослого и ребенка.
В своей работе с детьми, я использую задачки-шутки, занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, головоломки, дидактические игры, наглядные пособия, лото, конструктор, применяю как на занятиях, так и в свободной деятельности детей, в подвижных играх, режимных моментах.
Большое внимание уделяю предметно-пространственной среде. В группе выделена математическая зона, где размещены игровые материалы (дидактические, развивающие и логико-математические игры и др., которые способствуют речевому, познавательному и математическому развитию детей. Весь игровой материал расположен доступно, каждый ребенок имеет возможность по желанию взять любую игру для самостоятельной и совместной игры со сверстниками и взрослым.
Обращаю внимание на самореализацию детей с разным уровнем развития. Предлагаю ребенку свою помощь (ненавязчиво, если она требуется. Беседую с детьми, как в ту или иную игру можно поиграть по-другому. Учу детей проигрывать, объясняю, что в игре всегда есть победитель и побежденный. В другой раз и ты победишь, если подумаешь и не поторопишься с ответом. Использую стимулы для игры (смалики, которые потом дети считают и сами выбирают победителя.
Большую разъяснительную работу провожу с родителями воспитанников, чтобы они и дома продолжали начатую в детском саду, поддерживали интерес ребенка к математике. Организую для них индивидуальные беседы, консультации, открытые просмотры мероприятий, досуги математического содержания).
Привлекаю родителей для изготовления пособий, игр, костюмов на праздники для своих детей, привлекаю их для участия в праздниках.
Я считаю, что работе с родителями нужно уделять должное внимание, тогда успех в работе точно обеспечен.
Таким образом, дошкольный возраст является важным периодом, когда закладываются основы математического мышления и самостоятельности.
Анализ результативности.
При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
На то, что предметы имеют свойства, точно определимые только в сравнении друг с другом, следует обратить внимание дошкольников и в процессе занятий, подготавливающих к усвоению понятия о числе. Как я заметила, дети, например, сравнивают друг с другом палочки разной величины, причем каждая палочка сравнивается со всеми другими; детей учу выстраивать их в упорядоченной последовательности. Такой ряд, построенный по какому-нибудь определенному признаку (например, от длинного к короткому).
По итогам мониторинга у детей положительная динамика. Они научились считать в пределах десяти (порядковый, прямой и обратный счёт, знают дни недели, части суток, решают логические и математические задачи, определяют и правильно называют величины, ориентируются на листе в пространстве, знают и называют геометрические фигуры.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками). Вот и получается, что у ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем при вычислении примеров и решения задач.
Основной трудностью в моей работе явилось непонимание, многих родителей значимости развития математических способностей.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
- для педагогов дошкольных образовательных организаций;
-для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
- информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;
- мастер-классы, мероприятия, открытые НОД;
- консультации;
- дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных организаций;
- сайт ДОО.