Пчёлкина Надежда Анатольевна
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через логические игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие математической способности у старших дошкольников посредством сложных игр»
Понятие «математические способности» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме, через использование сложных игр, поможет ребенку с одной стороны легче усваивать школьную программу, а с другой способствовать развитию математических способностей.
Публикация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через логические игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Математическая способность - сложное структурное психическое образование, своеобразный синтез свойств, интегральное качество ума, охватывающее разнообразные его стороны, которые развиваются в процессе математической деятельности.
Способности являются прижизненными, а не врожденными, они формируются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение жизни, под влиянием обучения и воспитания. Для развития математических способностей нужно создать условия, которые будут благоприятно влиять на развитие детей. Нельзя упускать синзетивный период, т. к. этим мы обрекаем их на низкие темпы развития, на низкий конечный результат. Интересующийся математикой ребенок, склонный заниматься ею, настойчиво "изучает" математику и тем самым энергично упражняет и развивает свои способности. Интерес к математике необходим, но сам по себе он не является способностью. Без настойчивости математикой не овладеешь, но математической способностью ее назвать нельзя. Для этого необходимо наличие характерологических черт, которые играют большую роль не только для развития способностей, но и для всестороннего развития личности. Взрослый должен организовывать деятельность ребёнка немного превосходящей возможности ребёнка, усложнять задания. Все эти условия можно реализовать через использование сложных (логических) игр.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Это приводит к тому, что при обучении в школе запас заученных знаний кончается очень быстро, ребёнок не может самостоятельно выполнять мыслительные действия на математическом содержании. Всё это очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой». В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера.
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Занятия сложными играми развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности.
Венгер Л. А., Никитин Б. П., Михайлова З. А. и многие другие педагоги доказывают влияние игр, в которых решаются различные задачи, на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.
Мышление человека осуществляется тремя способами, имеет три вида: наглядно-действенное, наглядно - образное, словесно-логическое. Последний вид мышления характеризуется как более высокий уровень. Для его развития можно использовать логические задачи и сложные игры, которые тренируют не только логическое мышление, но и служит надежной основой умственного развития, формированием интереса к математической деятельности.
При использовании игр необходимо соблюдать некоторые условия: свободное и добровольное включение детей в игру : не навязывание игры, а вовлечение в нее детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
Поэтому, одним из направлений в решении вопроса развития математических способностей можно назвать логические игры, которые станут условием, обеспечивающим умственное развитие, связанное с формированием познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности. В коллективном обсуждении решения задачи формируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.
Следовательно, логические задачи создают благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения.
Логические задачи заключают соотношение деятельности по усвоению знаний, умений, творческо-поисковой и интересной для детей деятельности.