НаталИ
Развитие логического мышления у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие логического мышления дошкольников через
использование развивающих игр
В настоящее время педагоги все чаще замечают у детей проблемы с построением логичных рассуждений, трудностями в анализе предметов и ситуаций. Мышление детей зачастую хаотично, им сложно сосредоточиться на чем-то одном, они способны говорить сразу на несколько тем, но при этом не в состоянии углубиться в предмет обсуждения. Это является следствием загруженности детей продуктами информационных технологий. Проводя много времени перед экраном, где одни сюжеты сменяют другие, информация подается хаотично и поверхностно, ребенок теряет способность к логическому анализу и концентрации, что, естественно ведет к общему снижению интеллекта.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. Практика работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста выявила, что дети имеют сложности в операциях синтеза и анализа, не могут вычленить признаки обобщения, их познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие всесторонней гармонично развитой личности.
Осознав актуальность данного вопроса, я поставила цель работы в создании условий для развития логического мышления детей посредством использования в образовательном процессе развивающих игр. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
– провести анализ научно методической и психолого-педагогической литературы по проблеме;
– разработать систему игр, способствующих развитию у дошкольников логического мышления как структуры взаимосвязанных компонентов;
– пополнить развивающую среду играми и пособиями для работы с детьми дошкольного возраста по данному направлению;
– обучать детей основным логическим операциям : анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, обобщению, умозаключениям;
– развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, а также проявлять находчивость, смекалку, стремление к поиску нестандартных решений и задач;
– донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.
В современной педагогике существует большое разнообразие развивающих игр и, не смотря на то, что отдельно взятые игры могут быть очень интересны, использование их вне системы не приведет к желаемому развивающему результату. Поэтому мною была разработана система развивающих игр и упражнений с последовательно усложняющимся содержанием для развития мыслительной деятельности детей. На базе МДОУ для старших дошкольников был организован кружок «Умники и умницы», целью которого стало развитие у детей элементарного логического мышления путем использования современных педагогические технологий.
Развивающая игра служит эффективным средством в развитии логического мышления в том случае, если она предполагает взаимодействие с дошкольником как с активным субъектом познавательной деятельности. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи, поэтому в процессе формирования логического мышления очень важно научить детей делать пусть маленькие, но собственные открытия, что в результате способствует их развитию, упрочению формальных логических связей.
Решить задачу создания у дошкольников определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно, помогают интеллектуальные разминки в виде логических задач, загадок. Вопросы должны быть достаточно лёгкие, способные вызвать интерес. Логико-поисковые задания предусматривают связь с различными сторонами жизни и развивают гибкость мышления, заставляют находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.
Также во время проведения игр хорошо использовать проблемные ситуации с целью стимулирования ребенка на поиск правильных решений. Например, такая занимательная проблемная ситуация сказочного характера: Буратино может быть освобожден из темницы, в которой его закрыл Карабас-Барабас только при условии, если решит задачу (три раза по-разному разложит на группы разные геометрические фигуры).
В работе успешно были использованы интеллектуально-развивающие игры технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» («Геоконт», «Игровизор» и др.). Меня привлекло, что дети в игровой форме незаметно переходят к обучению, им нравится сам игровой процесс, снимаются проблемы мотивационного плана. Технология содержит целый комплекс развивающих игр, которые очень легко внедрить в привычный педагогический процесс, все игры сопровождаются сказочным сюжетом, а постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности.
Отличным развивающим пособием для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста являются игры-головоломки на составление плоскостных изображений предметов («Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и т. д.). Они содержат разные по форме деталей, прекрасно развивают мышление, стимулируют дошкольников к анализу, обобщению, к продумыванию своих действий.
Также в работе были использованы настольно-печатные игры («Веселая логика», Логические таблицы», «Подбери по смыслу», «Продолжи ряд» и др.) и занимательные игры-задания с использованием счетных палочек: «Переложи так, чтобы …», «Что надо сделать, чтобы…», «Убери, чтобы…». С помощью блоков Дьенеша дошкольники научились сравнивать, обобщать, анализировать, систематизировать, кодировать и декодировать, использовать логические операции «или», «и», «не».
Наиболее популярными у детей оказались следующие развивающие игры : «Математический планшет», «Цветовой код», «Волшебный поясок» (версия известной игры «Да-нетка», пособие «Логико-малыш».
Чтобы дошкольникам лучше усвоить, запомнить, закрепить знания, мною был создан лэпбук «Веселая логика», который содержит дидактические игры, головоломки, задачи-шутки, логические задания, головоломки.
Следует отметить, что успешная реализация работы по развитию логического мышления возможна лишь при условии создания соответствующей развивающей среды. В группе был создан математический уголок с развивающими играми, находящимися в открытом доступе и ориентированными на зону ближайшего развития.
Опыт показал, что регулярное использование системы развивающих игр, направленных на развитие логического мышления, способствует интеллектуальному развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.
Вся работа по развитию у детей логического мышления проходила в тесном взаимодействии с родителями. В уголке для родителей периодически вывешивался материал по освещению этапов развития у детей логического мышления, познавательного интереса, советы в помощь родителям, консультации. На одном из родительских собраний я ознакомила родителей с развивающими играми математического содержания, провела мастер-класс по изготовлению пособия «Математический планшет», организовала выставку «Развивающие игры своими руками».
Результаты итоговой диагностики показали достаточную эффективность проведенной работы: дети научились выделять существенные признаки предметов, обобщать и классифицировать их на основе выделенных признаков, устанавливать закономерности, дифференцировать существенный признак от несущественного; им стало доступно планирование своих действий в соответствии с определенным замыслом; у дошкольников появился устойчивый интерес к логическим задачам и упражнениям; возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
Можно сделать вывод, что использование различных развивающих игр повышает эффективность работы по развитию логического мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает интереснее, быстрее, активнее, т. к. игра – основной вид деятельности, присущий этому возрасту.
Список литературы:
Белошистая А. В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.
Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1989.- 127с.
Воскобович В. В., Харько Т. Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей – СПб. : ООО РИВ, 2007.
Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – Москва: Просвещение, 1990 г.
Носова Е. А. Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб., 2013.
Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. – Москва, 2007 г.
Столяр А. А. Давайте поиграем. – М. : Просвещение. 1991. — 314 с.
Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать: учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей. – СПб., 2000.