Елена Штоль
Развитие лексико-грамматических представлений у детей дошкольного возраста с ОНР в средней группе «Сказка «Колобок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Тема: «Сказка «Колобок»
Цель:
- Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей.
- Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных; в
подборе антонимов.
- Закреплять умение образовывать существительные с
различными уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Публикация «Развитие лексико-грамматических представлений у детей дошкольного возраста с ОНР в средней группе „Сказка „Колобок“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- Темочки
- Закрепление навыков диафрагмального дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха.
- Способствовать развитию фонематического слуха.
- Упражнять в произношении звука [ж] в изолированном виде; упражнять в произношении звука [ш] в словах, фразах.
- Способствовать развитию силы голоса, темпа речи.
- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
Оборудование:
посылка, игра «Чей хвост?», вязаные игрушки (медведь, заяц, лиса волк, ёж); дыхательный тренажер - «пчёлки», мяч.
Предварительная работа : чтение сказки” Колобок”, рассматривание
иллюстраций о животных, повторение скороговорок.
Словарная работа: заячий, лисий, волчий, медвежий, медведюшка,
волчишка, лисонька, заинька.
Ход занятия:
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей.
Давайте поздороваемся с ними с начала тихо, а потом громко.
Дети, вам прислали посылку. Вот она. Вы хотите узнать, что в ней?
Тогда занимайте свои места.
(дети садятся на стульчики, указания об осанке).
Мы узнаем, что в посылке, если вы отгадаете загадки.
(читая загадки, выставляются на стол вязаные игрушки животных)
Загадки
Кто в лесу огромней всех?
Кто богатый носит мех?
Кто малину с веток рвет?
Кто душистый любит мед? (медведь)
***
Серый, Зубастый,
По полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)
***
Летом шубку серую,
А зимою – белую
Носит попрыгайчик,
Боязливый … (заяц)
***
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её. (лиса)
Логопед: Из какой сказки эти герои? (Колобок)
Сегодня я расскажу вам эту сказку на новый лад.
Давайте вместе скажем: ” Раз, два, три сказка оживи”.
Испекла бабушка колобок, положила его на подоконник студиться.
А колобок был не послушный, прыг с подоконника на дорожку и покатился.
Катится, колобок катится, а на встречу, заяц и говорит:
Заяц: Колобок, колобок я тебя съем.
Колобок : Не ешь меня, пожалуйста.
Заяц: Если ребята назовут героев сказки ласково, я тебя отпущу.
Д/и «Назови ласково»
Цель игры: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-
ласкательных суффиксов.
Логопед: Ребята давайте поможем колобку.
Назовите этих животных ласково (зайчонок, зайчик, зайчишко, волчёнок,
волчок, волчишко, медведюшко, медвежонок, лисонька, лисичка)
Колобок : спасибо, ребята!
И покатился колобок дальше.
Катится, катится, а навстречу ему волк.
Волк: Колобок, колобок я тебя съем.
Колобок : Не ешь меня, пожалуйста.
Волк: Если ребята помогут тебе и справятся с заданием, я тебя отпущу.
Послушайте внимательно задание:
Расскажите скороговорку о мишке, четко и внятно произнося звук [ш]
(шагая в хороводе, произносим скороговорку тихо и громко; на месте,
произносим ее быстро и медленно)
- Пыхтит, как пышка, наш пухлый мишка. Метил в лукошко – попал в окошко.
Волк: Молодцы, ребята, справились с заданием, пусть колобок катится
дальше.
Колобок : Спасибо, ребята!
И покатился колобок дальше.
Катится, катится, а навстречу ему медведь, а за ним пчелы летят.
Логопед: Как пчелы жужжат: Ж-ж-ж-ж-ж-ж
Медведь: ой, ой, ой помогите мне ребята от пчел избавиться
Логопед: Ребята давайте поможем медведю. Ребята, посмотрите, они
спрятались у вас под стульчиками, давайте их прогоним.
Возьмите «пчелок», наберите воздух через нос не надувая щек и подуйте на них сначала
слабо, а потом сильно и «пчелки» улетят.
Медведь: спасибо, ребята!
Медведь: Колобок, колобок, а давай мы с ребятами поиграем, а потом я тебя отпущу.
Колобок : Хорошо.
Медведь: слушайте задание ребята.
Д/и «Назовите, чьи это хвосты.»
Цель игры: формировать умение образовывать притяжательные
прилагательные.
отвечая на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он (серый,
длинный). Чей это хвост? - волчий. А это чей такой хвост - маленький,
пушистый, белый? – заячий. и т. д
Медведь: Молодцы, ребята! Катись колобок дальше, ребята справились с
заданием.
И покатился колобок дальше.
Катится, катится, а навстречу ему лисичка-сестричка.
Лиса: Колобок, колобок я тебя съем.
Колобок : Не ешь меня, пожалуйста.
Лиса: Я тебя отпущу, но сначала пусть дети поиграют в игру ” Скажи наоборот”.
Цель игры: Учить детей подбирать слова с противоположным значением.
Логопед: Я бросаю мяч и называю слово, вам нужно поймать его и сказать
слово наоборот.
веселый – грустны
быстрый - медленный
худой - толстый
умный - глупый
тяжелый - легкий
длинный - короткий
высокий - низкий
горячий - холодный
больной - здоровый
Лиса: Молодцы, ребята! Помогли вы колобку.
Детки, понравилось вам сегодня помогать колобку?
Ребята, расскажите об одном животном из сказки.
(составление рассказа по опорной схеме).
Логопед: Дети, кому из животных вам больше всего понравилось сегодня помогать?
За помощь колобку, ежик принес вам угощение. Угощайтесь.
Ребята, спасибо ежик.
Логопед: на этом наше занятие закончилось. Спасибо. До свидания.