Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей с ОНР «Путешествие по парку»

Казначевская Татьяна
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей с ОНР «Путешествие по парку»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПАРКУ»

Цели: расширять представления о зимующих птицах.

Задачи:

* образовательные - учить различать зимующих птиц от перелетных;

учить выполнять движения, соответствующие тексту;

* развивающие - формировать познавательную активность, закреплять умение подражать голосам птиц; развивать мелкую моторику рук, координацию движений; развивать интерес к игре-инсценировке; развивать образное мышление

Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей с ОНР „Путешествие по парку“» размещена в разделах

* воспитательные - воспитывать заботливое отношение к птицам.

. Материалы и оборудование:

Игрушки настольного театра, ИКТ ; прищепки; изображение кормушки, предметные картинки с птицами, музыкальное произведение П. Чайковского «Зимнее утро», магнитофон,картина с изображением зимы.

Содержание организованной деятельности детей

1. Орг. момент. (Дети на ковре)

Звучит музыка П. Чайковского «Зимнее утро».

Логопед Сегодня у нас необычный день –мы отправимся в парк. Но сначала давайте улыбнемся друг другу – ведь в путь отправляются в хорошем настроении.

А сейчас произнесем сказочные слова «Раз, два, три, повернись, в парке окажись».

Дети поворачиваются вокруг себя.

Логопед: Вот мы и оказались в парке.

2. Основная часть.

1. Введение в тему.

Какое сейчас время года изображено на картине.

Назовите зимние месяцы.

Зима бывает какая? (Зима холодная, снежная, ветреная, метельная, вьюжная)

Мороз какой? (трескучий, сильный, крепкий).

Снег зимой какой? (белый, искристый, холодный, пушистый, легкий, скрипучий, блестящий).

А почему снег зимой не тает? (Потому что холодно)

Почему зима самое холодное время года? (Потому что солнце светит ярко, но не греет).

Как птицы спасаются от долгой и холодной зимы? - Многие улетают в теплые края.

- Как называются птицы, которые остались зимовать? – Зимующие птицы. - Мы сегодня будем говорить о зимующих птицах.

Давайте узнаем, какие птицы остались зимовать.

2). Развитие словесно – логического мышления через работу с описательными загадками о зимующих птицах.

Логопед читает описательную загадку. Дети называют птицу. Логопед выставляет птицу на дерево.

Л. – Отгадайте, кто прилетел на дерево.

1) Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

2) Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

3) Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

4) У неё глаза большие,

Хищный клюв — всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём. (сова)

5) Прилетел он на заре,

И постукал по коре.

Длинным клювом : «тук да тук,

Вылезай древесный жук (дятел)

6) Не улетает осенью на юг,

Чирикает за окнами всю зиму,

И я ему, как старый верный друг,

Возьму и крошек хлебных кину. (воробей)

7)Окраской сероватая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая.

Известная персона.

Кто она? (ворона)

Л. - Кто прилетел на дерево?

Д. – На дерево прилетела синица;

- на дерево прилетела ворона и т. д.

3) Употребление предлогов в предложении. Ориентирование в пространстве.

Назовите птицу, которая сидит на нижней ветке.

Назовите птицу, которая сидит над совой.

Назовите птицу, которая сидит между снегирем и воробьем.

Кто сидит выше всех?

Кто спит в дупле?

4).Составление предложений по образцу

Логопед. - Скажи по образцу:

Воробей громко чирикает на ветке. - Воробьи громко чирикают на ветке.

Сорока стрекочет на пне. - Сороки стрекочут на пне.

Снегирь сидит на сосне. - Снегири сидят на сосне.

Синица проворно скачет по кормушке. - Синицы проворно скачут по кормушке.

Ворона важно ходит по скамейке. - Вороны важно ходят по скамейке.

Дятел звонко стучит по дереву. - Дятлы звонко стучат по дереву. Сова ухает на дереве. - Совы ухают на дереве.

5). Физкультминутка «В лесу темно…» (рядом со стульями).

Л: –Расскажем, что делает в лесу сова, когда совсем темно.

Речевое сопровождение Движения, воспроизводимые детьми

В лесу темно, Дети складывают ладошки под

Все спят давно, наклоненную голову – «спят».

Все птицы спят,

Глаза закрыты

Одна сова не спит, Показывают указательный палец.

Летит, кричит.

Руки в стороны - машут крыльями.

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит.

Большой круг руками.

Руки согнуты в локтях на уровне груди – «сова» сидит на ветке.

Повороты головы вправо-влево

Да вдруг – как полетит. Руки в стороны – машут руками.

6)Называние частей тела.

Л: у всех птиц одинаковое строение. Назовите части тела птиц.

Дети: У птицы есть туловище, голова, клюв, глаза, хвост, лапки.

Л: Люди различают птиц по оперению, внешнему виду, величине.

7)Игра «Назови ласково» с мячом.

Инстр. : Назовите части тела птиц ласково по образцу:

У вороны черное перо – у вороны черненькое перышко.

У снегиря серая спина – у снегиря серенькая спинка.

У дятла белая шея – у дятла беленькая шейка.

У воробья короткий хвост – у воробья коротенький хвостик.

У совы мягкие перья – у совы мягонькие перышки.

У сороки длинный хвост – у сороки длинненький хвостик.

У синицы острые когти – у синицы остренькие коготки.

7) Образование сложных слов.

Инстр. : Поиграем с птицами в игру «Скажи одним словом».

У сороки белые бока, поэтому она какая? … белобокая.

У сороки длинный хвост, поэтому она какая…длиннохвостая.

У синицы грудка желтая, поэтому она какая? … желтогрудая.

У вороны черные крылья, поэтому она какая? … чернокрылая.

У дятла длинный клюв, поэтому он какой…длинноклювый.

У снегиря красная грудка, поэтому он какой… красногрудый.

У воробья короткий хвост, поэтому он какой?. короткохвостый.

У вороны черная голова, поэтому она какая? … черноголовая.

У дятла длинный хвост, поэтому он

8). Координация речи с движением, развитие творческого воображения.

Игра «Сидит ворон на дубу»

Ребята, в лесу холодно, давайте мы немного погреемся. Поиграем в игру:

Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора. Дети идут в центр круга

А на той горе дубок,

А на дубе воронок. Дети расширяют круг, а «Ворон» остается в кругу.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах. «Ворон» кружится, раскрыв руки в стороны.

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу Все дети изображают игру на трубе.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная. Все дети хлопают, «Ворон» пляшет.

Вот мы и согрелись; чтобы не простудиться, нам надо вернуться в детский сад. Скажем вместе сказочные слова «Раз, два, три – повернись, в детском саду окажись».

Мы можем продолжить нашу беседу.

9. Формирование пространственный представлений. Работа с пособием «Сложи узор»

Л. –Ребята, а вы знаете, птицам зимой голодно. Как мы можем помочь птицам пережить долгую зиму?

Д. - Можно повесить кормушки и класть в них корм.

Л. - Что можно положить в кормушку?

Д. - В кормушку можно положить зернышки, семечки, хлебные крошки, крупу.

Л – Куда можно повесить кормушку?

Д. – Кормушку можно повесить за окно, на дерево.

Л- Я вам предлагаю построить кормушку из кубиков.

(Дети выкладывают кормушку сидя на ковре)

К кормушке прилетело много воробьев. Давайте поиграем в игру «Воробей».

Хороводная игра «Воробей».

Речевое сопровождение

соответствующие движения

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

Воробушек-пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей. Дети идут по кругу, изображая голубей; в центре один ребенок – он скачет, как воробей.

Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом. «Воробей» пытается «вылететь из круга; «голуби», взявшись за руки пускают его.

3. Рефлексия.

- О ком мы сегодня говорили? (Мы говорили о зимующих птицах)

- Как люди могут помочь птицам зимой? (Люди могут повесить на деревья кормушки и класть в них корм для птиц).

- Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Вы были внимательными и сообразительными, поэтому выполнили все задания.

Литература:

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М. : Просвещение,1981.

2. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. / Сост. И. Ю. Кондратенко. М. : Айрис-пресс, 2005.

3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : АПН РСФСР, 1961.

4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1999.

5. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб. : Союз, 2001.

6. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М. : ВЛАДОС, 2003.

7. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М. : Просвещение, 1991.

8. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Левиной. М. : Просвещение,1967.

9. Парамонова Л. Г. Ваш ребёнок на пороге школы. СПб. :КАРО, Дельта, 2005.

10. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. М. : АСТ, 1997.

Публикации по теме:

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Воздух»Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Воздух» Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: «Воздух» Екатерина Блажеева Фронтальное занятие.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической старшей группе «Зимующие птицы» Цели: Коррекционно – образовательные: - уточнить и активизировать словарь детей по теме: «Зима. Зимующие птицы»; - учить выделять характерные.

«Дикие животные». Конспект занятия по формированию грамматических категорий и развитию связной речи (старшая группа) Конспект занятия по формированию грамматических категорий и развитию связной речи (Старшая группа)Тема занятия: «Лесной урок» (к лексической.

Конспект НОД по формированию лексико — грамматических средств и развитию связной речи на тему: «Фрукты» Тема: «Фрукты» Коррекционно – образовательные цели: закрепление представлений о фруктах; уточнение, расширение и активизация словаря по.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему: «Выручим Чиполино из беды» Тема: «Овощи» Коррекционно – образовательные цели: закрепление представлений об овощах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме:.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий «В гостях у весны» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Активизировать и обогащать лексический словарь по теме "Весна". • Учить устанавливать причинно-следственные.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий «Зима, чудная пора» Тема: «Зима, чудная пора». Коррекционно-образовательные: уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах. Уточнить и активизировать.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей 5–6 лет с ОНР на тему: Животные жарких стран. Тема: Животные жарких стран Цель: Закрепить и обобщить знания детей о животных жарких стран. Образовательные задачи: Учить образовывать.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Животные жарких стран» Конспект по развитию лексико-грамматических категорий речи для детей подготовительной к школе группы. Животные жарких стран Задачи: активизация.

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Моя Родина — станица Ленинградская» Лексическая тема «Моя станица Ленинградская» Коррекционно-образовательные цели. Углубление представлений о малой родине – станицы Ленинградской.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей с ОНР «Путешествие по парку»
Опубликовано: 1 октября 2017 в 11:48
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей с ОНР «Путешествие по парку»» (включая файлы) размещена пользователем Казначевская Татьяна (УИ 1212876) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД