Ольга Веретенникова
Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР
[Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР.
Общее недоразвитие речи -это нарушение при котором у ребенка с нормальным слухом и первично с охранным интеллектом оказываются не сформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика.
Публикация «Использование дидактических игр на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР» размещена в разделах
Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием, речи самостоятельно с ней не справиться. Нарушения грамматического строя речи - аграмматизмы нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка мало понятной. Для детей с ОНР нарушение грамматического строя является типичным проявлением. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение как для последующего обучения ребенка, так и для коммуникации.
Практический аспект занятий состоит в предупреждении, выявлении и устранении речевых нарушений. У детей, имеющих некоторую задержку в лексико-грамматическом развитии, в системе обучения должны быть использованы упражнения направленные на расширение и уточнение словаря, способности обобщения в сфере языковых функций.
На ряду с общепринятыми приемами обучения следует использовать те приемы, которые требуют у детей самостоятельного умения подбирать нужные грамматические формы слов, правильно согласовывать слова в предложении, самостоятельно строить предложения из данных слов, использовать приготовленный словарь и предложения определенной конструкции самостоятельной речи.
Дети с нарушением речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Объясняется это тем, что в воспринимаемых словах лексическая основа слова выступает для ребенка, как постоянный конкретный раздражитель, связанный с конкретным обозначением предметов, действий. Префиксы, суффиксы, и окончания являются для ребенка меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением, представляя тем самым слабый раздражитель, который не воспринимается детьми.
Характерной особенностью речи у детей данной категории является сосуществование грамматически правильных и не правильных предложений. Такие дошкольники зачастую не могут повторять фразы более чем из четырех слов: искажают порядок слов или уменьшают их количество. Естественно, что в самостоятельной речи они пользуются простыми не распространенными предложениями, но даже и здесь не редки ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании различных частей речи.
В случае тяжелого недоразвития речи дети длительное время не усваивают синтаксическое значение падежа. Не редко ребенок производит перебор вариантов сочетаний лексических и грамматических единиц.
Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов в работе с дошкольниками через игру очевидно. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
Самый эффективный метод-использование дидактической (обучающей) игры, как одной из форм обучающего воздействия логопеда на ребенка и в тоже время -основного вида деятельности старшего дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них-обучающая, которую преследует логопед, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. В игре наиболее эффективно можно осуществить коррекционные воздействия на речь и личность ребенка.
Когда логопед говорит: «Расскажи мне об этом», он ставит таким образом ребенка в неинтересную для него учебную ситуацию, но если необходимый речевой материал подается в игровой форме, у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на тему, заданную не им самим.
Организуя занятия (или отдельные части) логопед в этой привычной для ребенка форме деятельности, общается с ним на равных, завоевывает его любовь и доверие, преодолевая его скованность и застенчивость.
Разнообразные игровые ситуации умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекая его внимание от речевого дефекта. Игра сама по себе оказывает влияние на общее психическое состояние ребенка, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы.
Эффективность использования дидактических игр на лексико-грамматических занятиях зависит от соблюдения следующих условий: -систематическое проведение занятий -размещение игр в порядке нарастающей сложности -подчиненность заданий выбранной теме -вариативность упражнений
Дидактические игры по грамматике одновременно являются упражнениями по закреплению лексико-грамматического материала, уже освоенного детьми.
Чтобы каждое занятие способствовало в продвижении коррекции грамматики, необходимо создавать высокую умственную и речевую нагрузку.
Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.
На занятиях я применяю специально разработанное панно, пособия, настольно-печатные игры для того, чтобы вызвать у детей интерес к обучению. Например, успешно используется игра «Писатель», которая позволяет в доступной интересной для ребенка форме формировать у него навык составления связанных описательных рассказов по лексическим темам. Также мною изготовлена постоянно пополняется картотека дидактических игр.
Литература
1. Филичева Т. Б., Чиркина Т. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» М., «Айрис-пресс», 2004
2. Васильева С. А., Соколова Н. В. «Логопедические игры для дошкольников»-М. : Школа-Пресс, 2001
3. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. «Логопедические игры и задания»-СПб. : «Каро» 2000
4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи»-СПб. : издательство «Союз», 2001
5. Ткаченко Т. А. «Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений»- СПб: Детство-пресс, 2003
6. Селиверстов В. И. «Речевые игры с детьми»- М. : Владос, 1999
7. Тимонин Е. И., Туюлайнен Е. А. «Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)»- СПб: Детство-пресс
8. Лозбякова М. И. «Учимся правильно и четко говорить»-М: Вектано-Графф. 2003