Елена Штоль
Обоснование темы самообразования «Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование темы самообразования
Усваивая родной язык, ребенок усваивает не один только слова…но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка-и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоит в 20 лет прилежного и методического учения…
К. Д. Ушинский
Публикация «Обоснование темы самообразования „Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Поработав год в ГКУ «Камышинский детский дом» передо мной как специалистом, занимающимся коррекцией речи, на первое место встала проблема формирования лексико-грамматических категорий у детей, а именно: обучение детей правильно изменять слова по падежам, лицам и числам, согласовывать слова разных частей речи между собой.
Для детей, страдающих общим недоразвитием речи, даже при слабой выраженности дефекта освоение падежного управления, изменения слов по падежам является одним из наиболее сложных разделов обучения. Лексико-грамматические ошибки, долго сохраняются в устной речи детей, затем вторично проявляются при обучении письму; ошибки на словоизменение по падежам составляют большой процент среди всех грамматических ошибок в школе. Этот раздел программы по развитию речи требует длительной работы и большого количества упражнений. Как и у детей с нормально развивающейся речью, в жизни детей с не доразвитием речи наступает момент, когда они начинают связывать усвоенные слова друг с другом-образовывать словесные комбинации. Характерной чертой этих комбинаций являются то, что слова в них не имеют грамматической связи между собой, хотя внешне отдельные словосочетания могут быть похожи на оформленные синтаксические построения-предложения. Несмотря на известное разнообразие значений, которые ребенок желает выразить в своих высказываниях, он полностью игнорирует категориальные средства усваимого им языка. Хаотичные сочетания «слов», представляющих собой либо контуры, либо части (фрагменты) слов, вместе со словами-звукоподражаниями используются ребенком только в какой-либо одной форме, независимо от требуемого падежа, числа, лица, времени.
Особенно остро стоит проблема формирования лексико-грамматических категорий у детей, имеющих расстройство речи на органически неполноценном фоне, а из воспитанников детского дома они составляю наибольшей процент детского коллектива.
Требуется планомерная каждодневная работы по формированию у детей грамматического строя речи на занятиях и в повседневной жизни.
Исходя из этого можно сделать вывод об актуальности данной проблемы и возможности нахождения путей решения с целью улучшения качества работы в данном направлении.
Тема самообразования : «Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: целенаправленная планомерная работа по формированию у детей грамматического строя речи на логопедических занятиях.
Задачи:
1. Теоретическое рассмотрение проблемы освоения детьми падежного управления;
2. Подготовка и целенаправленное использование дидактического материала по теме (дидактические игрушки, настольно-печатные игры, словесные игры и упражнения) на индивидуально-подгрупповых логопедических занятиях;
3. Фиксация динамики формирования лексико-грамматических категорий у детей с органическими поражениями ЦНС.