Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе экспериментирования»

Наталья Бондаренко
Опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы

В статье раскрыта роль экспериментальной деятельности детей при ознакомлении их со свойствами и качествами материалов рукотворного мира в развитии коммуникативных навыков. Изложено теоретическое обоснование и опыт работы по данной теме в средней группе.

Публикация «Опыт работы „Развитие коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе экспериментирования“» размещена в разделах

В русле последних концепций и стандартов дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залог их благополучного развития. А успех общения зависит от уровня развития коммуникативных навыков.

Очень важно вовлекать детей в социально значимую деятельность, которая бы активизировала коммуникативные навыки, стимулировала инициативу каждого ребёнка, повышая его социальный статус. Такой значимой и интересной деятельностью для детей является экспериментальная, которая наряду с игровой занимает ведущее место в жизни ребёнка. Исследовательская деятельность даёт возможность общаться друг с другом, сопереживать, помогает ребёнку выразить своё собственное я.

Работая с детьми средней группы, я поставила перед собой следующие задачи по развитию коммуникативных навыков в процессе исследовательской деятельности:

1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, формировать предпосылки к поисковой деятельности.

2. Научить детей активно вступать во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способствовать становлению коммуникативных навыков и умений.

3. Слушать и понимать речь, задавать вопросы, ясно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета, регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Темой моей углубленной работы стало ознакомление детей со свойствами и качествами различных материалов (бумаги, дерева, ткани, резины, железа, пластмассы).

Свою работу я построила на серии тематических недель под интересными для детей названиями : «Бумажная страна», «Мир деревянных вещей», «Разноцветная пластмасса», «В гости к Королеве Тканей», «В железном царстве - магнитном государстве».

Ребята узнавали, из каких материалов изготовлены самые обычные вещи, окружающие нас каждый день. По каждой изучаемой теме я проводила занятия, дидактические игры, выставки предметов, чтение, опыты по выявлению качеств и свойств этих материалов.

Очень важным для детей среднего дошкольного возраста становится не столько результат, сколько процесс работы в ходе эксперимента, то, как думает, рассуждает ребёнок, как общается с другими детьми.

Очень тесно связано между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента : при формулировке цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов.

Занимательная, игровая атмосфера проведения опытов-экспериментов располагала к общению детей. Даже неуверенные, замкнутые дети по-другому раскрывались в этом интересном познавательном общении.

Так, например, во время проведения опытов по изучению свойств бумаги, я старалась привлечь детей к прогнозированию результатов своих действий, то есть мы учились выдвигать свои первые гипотезы:

1) Что получится, если в этот стакан с водой опустить ложку, а в тот салфетку?

2) Что будет, если подуть на полоску из картона и на полоску из тетрадной бумаги?

Использовала вопросы проблемного характера: как вы думаете, если поедёт дождь, можно спрятаться под бумажным зонтиком? Почему?

Во время проблемных вопросов я старалась выслушать мнения всех детей, учила детей навыкам межличностного общения. Особое внимание уделяла малоактивным, стеснительным детям. Ребята учились согласовывать и контролировать собственные речевые умения, вежливо вести спор, слышать и понимать друг друга, поддерживать содержательный разговор. В нашей группе действует правило : «Если друг стал отвечать, не спеши перебивать, а помочь захочешь другу, подними спокойно руку!»

Мы проводили эксперименты не только в непосредственно организованной деятельности, но и в игровой и трудовой. Так, помогая во время мытья игрушек, дети надели клеёнчатые фартуки, а Ксюша выбрала фартук из ситца. После труда похвалив детей за помощь, я отметила, что у Ксюши немного намокло платье. Все вместе обсудили, почему так произошло, и решили проверить это опытным путём. Мы с ребятами продумали план по проведению опыта : сравнить кусочки ситца и клеёнки, капнув на них воду из пипетки, положив под каждый образец салфетку. Все вместе, сделали вывод: ситцевая ткань пропускает воду - салфетка под ней мокрая. Для мытья игрушек такой фартук не подойдёт. Ребята предложили проверить и другие ткани на впитываемость (болонья, плащевая и т. д.)

Эта интересная работа объединила детей, они рассказывали о ней родителям. Все вместе мы оформили выставку «В мире тканей и одежды». Родители сшили нам Королеву Ткани, платье которой было представлено из разных видов ткани. Изучая свойства ткани, мы с ребятами смастерили Королеву Бумаги, платье которой украсили разными видами бумаги. Важным фактором развития коммуникативных навыков детей является совместная партнёрская деятельность детского сада и семьи. Родители приняли участие в оснащении уголка «Хочу всё знать», участвовали в проведении тематических выставок, делились опытом на тему «Маленький исследователь дома» на родительском собрании.

Таким образом, мы убедились, что вовлечение детей в активную экспериментальную деятельность является действенным средством развития коммуникативных навыков и стимулирует рост личностной активности и инициативы детей.

Список литературы:

1. Дыбина О. В. Игра -Путь к познанию предметного мира. Дошкольное воспитание. М., 2005.

2. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2010.

3. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» [Текст] : Методические рекомендации / Л. Н. Прохорова – М. : «Аркти», 2004г. – 205 с.

4. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников [Текст] : / А. И. Савенков - СПб., Питер, 2004. – 266 с

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта в процессе игровой деятельности В настоящее время широкое распространение получил термин «коммуникация» Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами.

Опыт работы по теме «Формирование элементарных навыков общения на английском языке детей логопедической группы» В течении последних десятилетий процессу обучения иностранному языку детей дошкольного возраста уделяется пристальное внимание исследователей.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Опыт работы по теме «Развитие речевых коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности» Тема: Развитие речевых коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работе с детьми.

Опыт работы «Развитие навыков исследовательской деятельности у старших дошкольников при ознакомлении с комнатными растениями» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №11 «Белоснежка» г. Тынды Амурской области ОПЫТ РАБОТЫ.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников» Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе использования инновационных технологий» Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придаёт речи своеобразие, выразительность, меткость. В нашей.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в НОД и индивидуальной работе» Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение.

Педагогический опыт «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ: «Развитие.

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей средствами проектной деятельности. Из опыта работы Развитие социально-коммуникативных навыков у детей через проектную деятельность Развитие социально-коммуникативных навыков у детей является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе экспериментирования»
Опубликовано: 5 октября 2018 в 21:45
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе экспериментирования»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бондаренко (УИ 452289) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД