Наталья Бондаренко
Опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
В статье раскрыта роль экспериментальной деятельности детей при ознакомлении их со свойствами и качествами материалов рукотворного мира в развитии коммуникативных навыков. Изложено теоретическое обоснование и опыт работы по данной теме в средней группе.
Публикация «Опыт работы „Развитие коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе экспериментирования“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
В русле последних концепций и стандартов дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залог их благополучного развития. А успех общения зависит от уровня развития коммуникативных навыков.
Очень важно вовлекать детей в социально значимую деятельность, которая бы активизировала коммуникативные навыки, стимулировала инициативу каждого ребёнка, повышая его социальный статус. Такой значимой и интересной деятельностью для детей является экспериментальная, которая наряду с игровой занимает ведущее место в жизни ребёнка. Исследовательская деятельность даёт возможность общаться друг с другом, сопереживать, помогает ребёнку выразить своё собственное я.
Работая с детьми средней группы, я поставила перед собой следующие задачи по развитию коммуникативных навыков в процессе исследовательской деятельности:
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, формировать предпосылки к поисковой деятельности.
2. Научить детей активно вступать во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способствовать становлению коммуникативных навыков и умений.
3. Слушать и понимать речь, задавать вопросы, ясно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета, регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Темой моей углубленной работы стало ознакомление детей со свойствами и качествами различных материалов (бумаги, дерева, ткани, резины, железа, пластмассы).
Свою работу я построила на серии тематических недель под интересными для детей названиями : «Бумажная страна», «Мир деревянных вещей», «Разноцветная пластмасса», «В гости к Королеве Тканей», «В железном царстве - магнитном государстве».
Ребята узнавали, из каких материалов изготовлены самые обычные вещи, окружающие нас каждый день. По каждой изучаемой теме я проводила занятия, дидактические игры, выставки предметов, чтение, опыты по выявлению качеств и свойств этих материалов.
Очень важным для детей среднего дошкольного возраста становится не столько результат, сколько процесс работы в ходе эксперимента, то, как думает, рассуждает ребёнок, как общается с другими детьми.
Очень тесно связано между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента : при формулировке цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов.
Занимательная, игровая атмосфера проведения опытов-экспериментов располагала к общению детей. Даже неуверенные, замкнутые дети по-другому раскрывались в этом интересном познавательном общении.
Так, например, во время проведения опытов по изучению свойств бумаги, я старалась привлечь детей к прогнозированию результатов своих действий, то есть мы учились выдвигать свои первые гипотезы:
1) Что получится, если в этот стакан с водой опустить ложку, а в тот салфетку?
2) Что будет, если подуть на полоску из картона и на полоску из тетрадной бумаги?
Использовала вопросы проблемного характера: как вы думаете, если поедёт дождь, можно спрятаться под бумажным зонтиком? Почему?
Во время проблемных вопросов я старалась выслушать мнения всех детей, учила детей навыкам межличностного общения. Особое внимание уделяла малоактивным, стеснительным детям. Ребята учились согласовывать и контролировать собственные речевые умения, вежливо вести спор, слышать и понимать друг друга, поддерживать содержательный разговор. В нашей группе действует правило : «Если друг стал отвечать, не спеши перебивать, а помочь захочешь другу, подними спокойно руку!»
Мы проводили эксперименты не только в непосредственно организованной деятельности, но и в игровой и трудовой. Так, помогая во время мытья игрушек, дети надели клеёнчатые фартуки, а Ксюша выбрала фартук из ситца. После труда похвалив детей за помощь, я отметила, что у Ксюши немного намокло платье. Все вместе обсудили, почему так произошло, и решили проверить это опытным путём. Мы с ребятами продумали план по проведению опыта : сравнить кусочки ситца и клеёнки, капнув на них воду из пипетки, положив под каждый образец салфетку. Все вместе, сделали вывод: ситцевая ткань пропускает воду - салфетка под ней мокрая. Для мытья игрушек такой фартук не подойдёт. Ребята предложили проверить и другие ткани на впитываемость (болонья, плащевая и т. д.)
Эта интересная работа объединила детей, они рассказывали о ней родителям. Все вместе мы оформили выставку «В мире тканей и одежды». Родители сшили нам Королеву Ткани, платье которой было представлено из разных видов ткани. Изучая свойства ткани, мы с ребятами смастерили Королеву Бумаги, платье которой украсили разными видами бумаги. Важным фактором развития коммуникативных навыков детей является совместная партнёрская деятельность детского сада и семьи. Родители приняли участие в оснащении уголка «Хочу всё знать», участвовали в проведении тематических выставок, делились опытом на тему «Маленький исследователь дома» на родительском собрании.
Таким образом, мы убедились, что вовлечение детей в активную экспериментальную деятельность является действенным средством развития коммуникативных навыков и стимулирует рост личностной активности и инициативы детей.
Список литературы:
1. Дыбина О. В. Игра -Путь к познанию предметного мира. Дошкольное воспитание. М., 2005.
2. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2010.
3. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» [Текст] : Методические рекомендации / Л. Н. Прохорова – М. : «Аркти», 2004г. – 205 с.
4. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников [Текст] : / А. И. Савенков - СПб., Питер, 2004. – 266 с