Арыктаева Галина
Педагогический опыт «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотой ключик»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ :
«Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Воспитатель:
Арыктаева Галина Александровна
с. Шебалино, 2018 год
Содержание
Актуальность…. …3
1Теоретическое обоснование…. 7
2 Практическое применение опыта….…. 9
Публикация «Педагогический опыт „Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
2.1 Практическое применение опыта….…. 9
2.2Результативность…. …. 14
2.3 Возможность творческого применения представляемого педагогического опыта…. …. 16
Вывод. …. …. …. ….17
Список литературы…. 19
Приложение №1…. …. ….…23
Приложение №2…. ….…. …24
Приложение №3….….25
Приложение №4…. …. 44
Приложение №5…. …55
Приложение№6…. …62
Приложение№7…. …67
Приложение№8…. …68
Приложение№9…. …79
Приложение№10….…81
Приложение№11…. 85
Приложение№12…. …. 92
Приложение№13…. 95
Актуальность
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.
С самого рождения ребенок уже является первооткрывателем, но сам он не всегда может найти ответы на интересующие вопросы. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей дошкольного образования. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Из всего выше изложенного вытекает цель:
Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.
Для решения поставленной цели я разработала следующие задачи:
• Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
• Развить собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).
• Расширить перспективы развития исследователей деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
• Поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.
В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом «Умей открывать перед ребенком в окружающем мире что –то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» В. А. Сухомлинский.
Реализация мойей работы осуществлялась на основе следующих принципов:
Принципы составления опыта
• Принцип научности
-предполагает подкрепление всех средств познания науно-обоснованными и практически апробированными методиками
-содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
• Принцип систематичности и последовательности
-обеспечивает единство воспитательных развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников
-предполагает повторяемость тем во всех возростнных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития
-формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
• Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания
-предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию
-обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
• Принцип доступности
-предполагает построение процесса обучения дошкольника на адекватных возрасту формах работы с детьми
-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников
• Принцип активного обучения
-предполагает не передачу детям готовых знаний а организацию такой детской деятельности в процессе которой они сами делают открытия узнают новое путем решения доступных проблемных задач
-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников способствующих развитию у детей самостоятельности инициативы творчества.
• Принцип креативности
-предусматривает выращивание у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций.
• принцип результативности
-предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Вывод.
Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер. Также экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Я пришла к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством познавательного развития дошкольников.
Использование метода - детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования). Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательнойактивности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Я уверена в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят—любознаек и почемучек.
Список литературы.
1. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментальние дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990г.
2. Поддьяков Н. Н. творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995г.
3. Прохорова Л. Н., Балкашина Т. А. «Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» Под ред. Л. Н. Прохоровой. – Владимир, ВОИУУ, 2001.
4. Рыжова П. Игры с водой и песком. Обруч, 1997г. №2
5. Рыжова Н. Опыта с песком и глиной. Обруч 1998г. №2
6. Тугушева Г. П., ЧистяковамА. В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, 2001г. №1
7. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Сфера 2005г.
8. Иванова А. И. Естественнонаучные и наблюдения и эксперименты в детском саду. Детская энциклопедия.
9. План – программа воспитательно – образовательной программы в детском саду. Н. В. Гончарова, З. А. Михайловой. 1997г.
10. Рыжова Н. А. Волшебница. Н. А. Рыжова, 1997г.
11. Цыплякова О. Где же пятый океан?
12. Интернет ресурсы.