Татьяна Ткачёва
Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников»
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Публикация «Опыт работы „Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
В ФГОС ДО среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Годовая задача нашего дошкольного учреждения способствовала углубленному изучению данной темы и разработке эффективных форм работы с детьми и родителями, так как развитие речи в подготовительной группе играет важную роль, ведь благодаря ему готовится основа для успешного обучения детей в школе.
Глубоко понимая важность и актуальность темы, в логопедической группе «Рыбка», строим работу с детьми по речевому и коммуникативному развитию, руководствуясь Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и нормативно – правовыми документами, регламентирующими воспитательно– образовательный процесс, а так же ведём её в соответствии рабочей программы группы с учётом требований ФГОСДО.
Цель нашей работы заключается в развитии речевых и коммуникативных умений дошкольников.
Для достижения поставленной цели нами были определены задачи с учё том интеграции всех образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Задачи:
• Создание благоприятной речевой среды для обогащения и совершенствования детской речи;
• развитие речи детей как средства общения и культуры;
• обогащение и активизация словарного запаса детей;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• обеспечение полноценного развития ребенка, совершенствуя его речь, для успешной подготовки детей к обучению в школе.
Работа по данному направлению построена на основе принципов систем-ности, последовательности и преемственности.
Создавая условия для полноценного развития речи детей, мы предусмат-риваем:
- целенаправленную работу над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности при тесном сотрудничестве с родителями;
- систематическое осуществление мониторинга состояния речевого развития и коммуникативных навыков дошкольников.
На основе полученных результатов мониторинга, планируем воспитательно - образовательную работу с детьми, опираясь на принцип дифференцирован-ного и индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Важное место в работе по речевому и коммуникативному развитию детей дошкольного возраста занимает эффективная организация развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
В нашей группе оформлен речевой уголок, в котором накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий : пособия, соответствующие образовательным областям (тематические альбомы по лексическим темам, иллюстрации и картины по ознакомлению с окружающим, наборы иллюстраций по литературным произведениям, мнемотаблицы для составления описательных рассказов, пособия для проведения артикуляционных упражнений и артикуляционной гимнастики, картотека речевых пальчиковых игр, картотека игр для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха, такие как: «Общение», «Разное значение», «Объясни, почему…», «Найди ошибку», «Придумай предложение», «Распутай слова», «Составь фразу», «Скажи по-другому» и др.
В ходе образовательной деятельности большое внимание уделяем развитию словаря. Проводим систематическую работу по формированию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Постоянно идет работа по коррекции речевых нарушений, как на занятиях, так и в режимных моментах. Для создания интереса к занятиям используем опыт детей, создаем проблемные ситуации. Обращаем внимание на качество ответов детей, исправляем грамматические неточности. Все это создает благоприятную среду для развития речи детей.
Содержание, методы, приё мы и формы организации детской деятельности отбираются в соответствии с задачами: НОД, беседа, наблюдения, заучивание, пересказ, словесные, дидактические, пальчиковые игры, логоритмика, элементы театрализованной деятельности. Широко применяем минуты вхождения, при организации режимных моментов художественное слово. Предлагаем детям для самостоятельного рассматривания предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, книги в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения, обогащения пассивного словаря, активизации связной речи. т