Ольга Андреева
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей средствами проектной деятельности. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей через проектную деятельность
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Публикация «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей средствами проектной деятельности, Из опыта работы» размещена в разделах
Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и невербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения дошкольников.
Мы предположили, что именно проектный метод обучения представляет собой гибкую модель организации образовательного процесса, поэтому проектная деятельность гармонично вошла в планирование и реализацию образовательного процесса нашей группы. На начальном этапе изучили методическую литературу, опыт других детских садов через интернет ресурсы, коллег, школы,пересмотрели предметно-развивающую среду,затем приступили к созданию и реализации проектов, Темы проектов определяли по инициативе детей (что они хотят узнать, что их интересует) или по нашей инициативе (что мы считали важным для развития ребёнка). Если тему подбирали мы, тогда подбирали и соответствующую возрасту мотивацию (иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории и т. п.). Мы вместе с детьми включались в обсуждение плана деятельности по достижению цели : к кому обратиться за помощью, в каких источниках можно найти информацию, чему научиться для достижения цели. К проектной деятельности обязательно подключались родителей. Мы предлагали детям задания по теме проекта, а ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирали интересные для них задания. В случае необходимости предоставляли родителям справочный и практический материал, давали рекомендации. Ниже приведу тематику проектов :
- "Наша дружная семья"(подготовительная группа). Задача заключалась в том, чтобы исследовать понятия: "род", "родители", "родословная", "семья"; изучить семейные традиции (на примере своей семьи); исследовать собственную родословную. И в заключении, изготовить макет своей родословной. Итогом этого проекта была образовательная деятельность,которое вы все видели на отчётном показе в мае.
- "Защитники Отечества"(подготовительная). Цель: познакомить детей с историей, культурой и традициями своего народа; приобщить к духовным и историческим ценностям; воспитывать патриотические чувства и развивать физические качества детей.
- "Игрушки своими руками"(старше-подготовительная). Цель: предложить родителям вместе с детьми изготовить игрушки из фетра,фоамирана,шерсти. Проект направлен на сплоченность, позитивное отношение к окружающему миру, раскрытие индивидуальности ребенка, проявление инициативы, развитие творческих способностей.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников 2 младшей группы, координация проектов должна быть гибкой, поэтому мы ненавязчиво направляем работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
В возрасте 2-3 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
В возрасте 2-3 лет у детей только начинает формироваться социальная коммуникация – умение слушать собеседника (воспитателя, сверстников, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
Для формирования этих качеств на указанном этапе развития в своей практике использовала следующие проекты : «Первый раз в детский сад».
Цель проекта : обеспечение психологического комфорта и легкой безболезненной адаптации детей к дошкольному учреждению, участниками проекта были родители и мы воспитатели, здесь важна была совместная работа всех для быстрой адаптации детей.
Проект «Любимые ладошки» ко дню Матери
Цель проекта : дать знания детям о празднике мам, формировать интерес ребенка к творческим работам, воспитывать доброе, заботливое отношение к мамам.
Проект «Волшебные слова»
Цель проекта : воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.
Проект «Чистюлька»
Цель проекта : развить культурно-гигиенические навыки ребенка - первый шаг в приобщении к здоровому образу жизни.
К концу этого года планируем сделать обобщающий мониторинг по совершенствованию культурно- гигиенических навыков. Подводя итог,хочется сказать,что в процессе работы над проектом у детей развиваются коммуникативные умения и навыки, умение сотрудничать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Кроме того, во время работы над проектом устанавливаются партнерские отношения между участниками образовательного процесса, происходит не только взаимопомощь и поддержка друг друга словом и делом, но и взаимообучение. Дети учатся у родителей интересным приемам и мастерству, а родители у детей – открытости, непосредственности, искренности.
В ходе работы над решением проблемы дети с родителями проводили творческую, поисковую и практическую деятельность, работали над частями проекта, обсуждали результаты своей деятельности, систематизировали полученную информацию, готовили презентацию результатов проектной деятельности. На защиту проекта приглашались родители, гости. Защита проектов проходили ярко, интересно и продумана так, чтобы каждый участник проекта – родители, дети, продемонстрировал свой вклад. В процессе защиты проекта дети реализуют весь свой творческий потенциал, у них развивается творческая активность и фантазия, совершенствуются коммуникативные умения: они учатся работать с аудиторией, логично, последовательно, эмоционально доносить информацию до слушателей, отвечать на интересующие гостей вопросы.