Татьяна Ярута
Опыт работы «Развитие навыков исследовательской деятельности у старших дошкольников при ознакомлении с комнатными растениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №11 «Белоснежка»
г. Тынды Амурской области
«Развитие навыков исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе формирования представлений о комнатных растениях».
Подготовила:
Ярута Татьяна Сергеевна
Публикация «Опыт работы „Развитие навыков исследовательской деятельности у старших дошкольников при ознакомлении с комнатными растениями“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
1 квалификационная категория
Тема педагогического опыта:
«Развитие навыков исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе формирования представлений о комнатных растениях».
Актуальность исследования обусловлена педагогической значимостью и дидактической ценностью, а также следующим фактором: выявление и реализация потенциала детского исследования представляет актуальную проблему современного дошкольного образования. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме исследовательской деятельности, направленной на обнаружение нового.
Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
Целенаправленное развитие исследовательского поведения ребёнка путём построения образовательного процесса на основе использования методов самостоятельного исследовательского поиска имеет давнюю историю.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Проблема развития исследовательской деятельности привлекала внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков. Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддъяков, И. Д. Зверева, В. В. Запорожец, И. П. Лернер, А. И. Савенков, Г. И. Щукина) показывают, что умственное развитие детей старшего дошкольного возраста значительно выше, чем это предлагалось ранее. Практический опыт ребенка, его исследовательская деятельность приводят к формированию все более усложняющихся заданий. Исследовательская деятельность, по мнению А. И. Савенкова, следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы на них. Приобретая опыт использования процессов исследовательской деятельности, дети тренируются в построении концептуальных идей о растительном мире и взаимодействия с ним.
Одним из самых интересных объектов исследования, является природа, естественная среда, окружающая человека в его повседневной жизни.
Однако в реальной жизни не всегда возможны контакты с естественной природой. Причины могут самые разнообразные.
Большую часть года, в связи с погодными климатическими условиями, наши дошкольники проводят в группе, где есть великолепные природные объекты, интересные со всех точек зрения – это комнатные растения. Превосходный, живой материал, который можно весьма успешно использовать для исследования круглый год.
Комнатные растения в образовательном процессе находят самое разнообразное применение. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в условиях детского сада. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрации на занятиях живых растений. Взаимодействие с комнатными растениями уголка природы дает широкие возможности для формирования элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.). Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.
Правильно организованная работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за ними, развивает наблюдательность, способствует к развитию исследовательской деятельности.
Теоретические исследования М. М. Марковской, С. А. Веретенниковой, М. В. Лучич, А. М. Федотовой и др. доказывают, что активное, систематическое знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей деятельность наблюдения и наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому.
Интеграция и обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на поиск эффективных и адекватных дошкольному возрасту форм обучения, методов и приемов.
С 2010 года я углубленно работаю по проблеме «Развитие навыков исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе формирования представлений о комнатных растениях». Исследовательскую деятельность рассматриваю как вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.
Для выявления уровня сформированности навыков исследовательской деятельности старших дошкольников я выделила критерии и показатели, основываясь на методические рекомендации А. И. Савенкова, А. И. Ивановой:
№ Критерии Показатели
1 Когнитивный Наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в исследовательскую деятельность в уголке природы.
2 Мотивационный Создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность исследовательской деятельности, ее завершенность
3 Эмоционально-волевой Проявление положительных эмоций в процессе исследовательской деятельности; длительность и устойчивость интереса к комнатным растениям.
4 Действенно-практический Инициативность в исследовательской деятельности по выявлению закономерностей роста и развития растений; проявление познавательной деятельности и настойчивости.
На основе выделенных критериев, были выделены три уровня сформированности исследовательской деятельности старших дошкольников: высокий, средний, низкий.
Проведенная диагностика позволила выявить следующие результаты:
16% детей имеют высокий уровень
53% детей – средний уровень
31% детей – низкий уровень
Изучив проблему, поставила перед собой цель:
Цель педагогического опыта – развивать навыки исследовательской деятельности в процессе формирования представлений о комнатных растениях.
Достижению данной цели подчинены следующие задачи:
развивать у детей представление о комнатных растениях посредством опытов и экспериментов;
продолжать формировать знания о комнатных растениях как живых существах (растению для жизни нужны: вода, свет, тепло);
учить классифицировать растения: светолюбивые и тенелюбивые растения, влаголюбивые и засухоустойчивые;
познакомить со способами вегетативного размножения (черенками, листьями, усами)
формировать умения устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды;
воспитывать бережное отношение к растениям.
Образовательную деятельность с детьми организую на основе дидактических принципов:
• Развивающего (раскрытие потенциальных возможностей ребенка);
• Системного (обеспечение взаимосвязи объектов и явлений для познания);
• Интегративного (интеграция чувственного и рационального познания);
• Деятельностного (познание через различные виды деятельности);
• Здоровьесберегающего (обеспечение здоровьесберегающей среды в процессе детской деятельности).
Содержание педагогического опыта реализую в непосредственно образовательной деятельности, дополнительном образовании дошкольников и системе сотворчества с родителями.
Методологической основой опыта послужили работы, проведенные в области развития исследовательской деятельности М. М. Марковской, С. А. Веретенниковой, М. В. Лучич, А. М. Федотовой, А. И. Савенкова.
Образовательный процесс строю по следующим программам:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
Парциальная программа: «Юный эколог» С. Н. Николаева
Методические разработки:
«Ознакомление дошкольников с комнатными растениями». В. А Баймашова, Г. М. Охапкина
«Методика организации экологических наблюдений и экспериментирования в детском саду» А. И. Иванова;
«Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Т. М. Бондаренко;
«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В. А. Дрязгунова.
Уровень развития исследовательской активности у детей зависит от условий ее формирования, от развивающей среды. Для реализации цели и задач педагогического опыта создала предметно-развивающую среду. При активном содействии родителей оборудовала исследовательскую лабораторию, которая включает: - энциклопедическую литературу; - электронные пособия (презентации под общим названием «Комнатные растения – друзья человека»); - электронный паспорт комнатных растений; - наглядный и дидактический материал; - природный материал (листья, песок, глина, земля, семена); - модели эколого-систематических групп: «Живое», «Растение»; - модели функции органов живого: «Корень», «Лист», «Цветок»; - перфокарты; - детские халаты, фартуки; - оборудование по уходу за комнатными растениями.
В исследовательской лаборатории дети самостоятельно воспроизводят простые и более сложные опыты. Лабораторию постоянно пополняем новыми материалами для познавательно-исследовательской деятельности детей. С помощью родителей приобретены: ноутбук, жидкокристаллический телевизор, которые создают широкие возможности для творческой педагогической деятельности.
Для исследовательской лаборатории сделала подборку игр: настольно-печатные «Что сначала, что потом», «Разложи по порядку»; игры с предметами «Чудесный мешочек», «С какого растения цветок»; словесные игры «Да – нет», «Найди по описанию», «Хорошо - плохо». Для систематизации знаний о комнатных растениях разработала развивающие игры: «Размножение комнатных растений», «Правила ухода за растениями», «Строение растений» и др.
Для формирований представлений о происхождении комнатных растений организую игру «Каждое растение – на свое место». В этой игре дети подбирают к картинкам с изображением комнатных растений, картинки с местами их произрастания. Таким образом, в процессе данной игры углубляются знания о том, что в уголке природы растут растения из разных стран.
В ходе игры «Что было до цветка. Что будет потом», выкладывая цепочку картинок: семена – корень – стебель – листья – бутон – цветок – дети углубляют знания об этапах развития комнатных растений.
Активное включение проблемно-познавательных вопросов: «Как вода поступает в листья?»; «Какую роль играет вода в жизни растений?»; «Что происходит с растением, если ему не хватает свет?» и проблемных ситуаций: «Почему это произошло?»; «Если долго не поливать цветы – листочки увядают, цветы падают» способствует углубленной систематизации знаний детей об условиях роста и развития растений (влага, свет). При решении дети осуществляют поисковую деятельность, замечают и осознают противоречия в суждениях, используют разные проверки предположений. Самостоятельно применяют знания при анализе ситуаций, находят противоречия и решают их.
С целью конкретизации знаний о функциональном строении растений организую игры: «Кому что надо», «Собери цветок». При организации игр использую модели, с помощью которых дети устанавливают, что каждая часть растения выполняет определенные функции.
В игре «Посади растение», знакомя детей со способами вегетативного размножения растений (черенками, листьями, усами)
широко использую перфокарты. С помощью перфокарт учу детей различать и сопоставлять часть и целое, классифицировать растения: влаголюбивые и засухоустойчивые, теневыносливые и светолюбивые. По итогам заполнения детьми перфокарт провожу педагогический мониторинг, какой материал усвоили хорошо, а на какой необходимо организовать индивидуальную работу.
При организации НОД и образовательной деятельности в ходе режимных моментов широко использую метод моделирования. Моделирование – это логическая операция, при помощи которой проводится обследование объекта и его характеристик, недоступных для восприятия ребенка.
В образовательном процессе использую следующие модели: предметные (аналогичные объектам); предметно-схематические (моделируется объект: цвет, форма, величина); графические (предающие особенности понятий: «Живое», «Растение», «Лист»).
Имея навыки работы с моделями «Строение комнатного растения» и «Потребности комнатного растения», дети активно включаются в работу по созданию собственных моделей. В процессе моделирования открывают причины, устанавливают зависимости, связи и изменения в мире комнатных растений.
Использование моделей способствует:
формированию знаний и представлений о том, что растение живой организм – оно питается, растет, дышит, размножается;
систематизации знаний о необходимости условий для роста и развития растений.
Демонстрация моделей позволяет научить ребёнка выделять существенные признаки природных явлений, устанавливать связи между ними и обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.
В рамках непосредственно-образовательной деятельности «В мире комнатных растений» провели исследование: срезанный лист фиалки поставили в воду. Через некоторое время из среза листа появились маленькие пузырьки воздуха. Совместно с детьми пришли к выводу: воздух проходит через маленькие отверстия в растении, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду. У человека для дыхания есть легкие, а у растения маленькие дырочки на всем листе.
После проделанной работы, дети самостоятельно приходят к выводу о том, что растения живые, имеют такие потребности как у человека, каждое из них обладает своим характером (влаголюбивые, засухоустойчивые, теневыносливые, светолюбивые).
Моей задачей является научить детей логически мыслить, рассуждать, выдвигать вопросы и искать на них ответы посредством исследовательской деятельности.
В апреле 2012 года провела промежуточную диагностику, которая позволила выявить следующие результаты:
27% - детей имеют высокий уровень
55% - средний уровень
18% - низкий уровень
Реализуя задачи педагогической технологии, организую проектную деятельность, которая позволяет мне обеспечить тесное сотрудничество детей и родителей, реализовать личностно-ориентированный подход к образованию. Темы проектно – исследовательской деятельности зачастую выдвигаются детьми в процессе наблюдений.
В процессе валеологического занятия «Путешествие принца Кислорода» (о дыхании человека) создалась проблемная ситуация: если человек дышит и живет, значит, дышат и растения, раз они растут и живут. А как же они дышат? И чем, ведь у растений нет легких?
Чтобы решить проблемную ситуацию, найти ответы на вопросы: мы разработали исследовательский проект «Секреты комнатных растений» для детей старшего дошкольного возраста.
Для его реализации были проведены следующие исследования:
1. Исследование «Может ли растение дышать?»
Цель: опытным путём выявить, дышит ли растение (в нашем случае комнатное растение фиалка Узамбарская) и понять, как происходит процесс дыхания у растения.
Оборудование: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа (увеличительное стекло).
Опираясь на знания о процессе дыхания человека, совместно детьми прийти к выводу, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него.
Предлагала детям замазать одно отверстие трубочки вазелином. Дыхание через трубочку станет невозможным. Задаю проблемный вопрос: почему? (Всё дело в вазелине: он не пропускает воздух).
Чем растение дышит? Для этого использовали лупу (увеличительное стекло). Аккуратно срезав лист растения, предлагала рассмотреть срез на черенке листа, и сам лист.
Опираясь на увиденное, выдвигали гипотезу, что растения «имеют в листочках очень маленькие дырочки, через которые дышат». Предлагала проверить это. Совместно решили смазать лист фиалки под № 1 вазелином, так как он не пропускает воздух, а лист фиалки под № 2 не смазывать вазелином, и поставить оба листа в воду.
Ежедневно, в течение недели мы вели длительное наблюдение за происходящим. Через неделю получили результат – лист под № 1 завял. Растение дышит, и дыхание это обязательное условие для жизни растения.
А проходит ли воздух через листья внутрь растения? Через листья воздух проникает в растение, так как «в листочке есть маленькие дырочки, через которые воздух и проходит».
2. Исследование «Есть ли у растений органы дыхания?»
Цель: путём поисково-познавательной деятельности определить, какие части растения участвуют в дыхании.
Оборудование: прозрачная ёмкость с водой, лист на длинном черешке, трубочка для коктейля, лупа.
Повторение опыта - рассмотреть, как из среза листа появляются маленькие пузырьки воздуха.
Для подтверждения гипотезы, проделали более сложный и достоверный опыт: «Сквозь лист».
1. Налить в прозрачную бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см.
2. Вставить лист в бутылку так, чтобы черенок листа погрузился в воду.
3. Во второе отверстие в пробке вставить трубочку для коктейля, так чтобы кончик не достал до воды.
4. Плотно замазать пробку бутылки пластилином, чтобы она не пропускала воздух.
5. Откачать воздух из бутылки.
Сделали выводы:
Воздух проходит через черенок листа через маленькие отверстия, в растение, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду. У человека для дыхания лёгкие, а у растения маленькие дырочки на всём листе».
А еще, какие части растения дышат? Дышат ли корни растения? Исходя из полученных ранее знаний (о пользе рыхления комнатных растений) и жизненного опыта, выдвинули гипотезу: растение дышит всеми частями. Предлагала это доказать.
3. Исследование «Нужен ли корешкам воздух?»
Цель: доказать, что растение дышит всеми частями, выявить причину потребности в рыхлении.
Оборудование: два совершенно одинаковых комнатных растения.
Это исследование проходило в два этапа:
Первый этап.
Доказать это можно через начатое некоторое время назад длительное наблюдение.
Брали посаженные заранее два одинаковых комнатных растения, которые были посажены и росли в одинаковых условиях, у растения под № 1 почва регулярно подвергалась процессу рыхления, а растение под № 2 мы в течение длительного времени оставили без рыхления. Наглядно видно, что у растения под № 2 замедлился рост, а у растения под № 1 идёт бурный рост и оно выглядит сильным.
Польза рыхления очевидна и «всегда будем рыхлить цветы».
Второй этап.
Оборудование: 2 проростка гороха, растительное масло, ёмкости с водой.
Для этого мы заранее прорастили две горошины гороха, поместив их в ёмкость, накрыв тряпочкой, и чуть смочив водой. Дети аккуратно ежедневно смачивали их водой.
Результат – они проросли. Для продолжения опыта нам были необходимы две прозрачные пронумерованные ёмкости, куда с помощью небольшого приспособления опускали корешки наших проростков, и растительное масло.
Почему необходимо растительное масло? Мы должны были узнать, нужен ли корешкам воздух. Использовали растительное масло, потому что оно не пропускает воздух.
Предлагала в ёмкость под № 1 добавить растительное масло, а ёмкость под № 2 оставить без изменений.
В течение нескольких дней мы наблюдали за происходящим, и увидели, что проросток под № 2, корни которого были залиты растительным маслом погиб, а проросток под номером один хорошо развивается.
Вывод: Корни растений «хотят дышать, и им нужен воздух».
Результатом проектной деятельности стала непосредственно-образовательная деятельность «Такие разные комнатные растения».
Посредством организации кружка, который провожу 2 раза в неделю, развиваю у детей навыки исследовательской деятельности. Эта работа осуществляется с помощью опытов, экспериментов.
Опыты: «Дети солнца», «На свету и в темноте» - систематизирую знания детей о роли света на комнатные растения; «Разноцветные растения» - формирую знания о сокодвижении в стебле растения.
У детей формируется осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве (особенности жизни, роста и развития отдельных живых существ, особенности приспособления живых организмов в зависимости от факторов внешней среды).
В январе 2014 года провела итоговое диагностическое обследование:
62% - дети с высоким уровнем
36% - средний уровень
2% - низкий уровень
Важнейшим направлением педагогической деятельности является работа с родителями.
Для родителей создала информационно-консультативный уголок «Для вас, родители!», где регулярно помещаю информационный материал: «Ребенок и комнатные растения»; «Ядовитые растения и первая помощь при отравлении»; «Какие растения нужны в детской комнате?»
Разработала для родителей памятки, буклеты «Растения, снижающие общее содержание микробных клеток в воздухе помещений»; «Оздоровление воздуха с помощью растений».
Организовала для родителей следующие мероприятия:
семинар-практикум «Развитие навыков исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе формирования представлений о комнатных растениях». В процессе работы семинара-практикума родители совместно с детьми изготовили книжки-малышки (о комнатных растениях).
родительское собрание «Комнатные растения – доступное средство улучшения визуальной среды жилища», на котором представили фрагмент непосредственно-образовательной деятельности «В мире комнатных растений» с использование ИКТ.
В процессе реализации педагогического опыта сочетала следующие методы: развивающие и дидактические игры, проблемные ситуации и познавательно-проблемные вопросы, наблюдение в процессе НОД, опыты, эксперименты, моделирование, проектно-исследовательская деятельность, диагностирование.
Подготовила и провела цикл занятий: «В мире комнатных растений», «Такие разные растения». В процессе обучения развивала у детей любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, формировала потребность в поиске ответов на возникающие вопросы.
В рамках реализации педагогического опыта удалось развить у детей наблюдательность, внимание, воображение, сформировать умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро исследовательской деятельности.
У детей сформировался стойкий интерес к исследованию в уголке природы. Они научились видеть проблему и определять цель исследования, анализировать закономерности роста и развития растений, выделять существенные их связи и признаки, сопоставлять различные факты, планировать свои действия, анализировать результат свой деятельности.
Список используемой литературы
1. В. А Баймашова, Г. М. Охапкина «Ознакомление дошкольников с комнатными растениями».
2. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»
3. В. А. Дрязгунова. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»
4. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментирования в детском саду»
5. А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения дошкольников»