Елена Кустовская
Опыт работы по теме «Развитие речевых коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие речевых коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работе с детьми на основе комплексного подхода.
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.
Публикация «Опыт работы по теме „Развитие речевых коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам:
• приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей);
• расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл);
• речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).
Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.
Работа по речевому развитию в средней группе «Звездочка» ведется согласно рабочей программы. В разделе «Речевое развитие» обозначены следующие задачи:
Формирование словаря
1. Употребляет в речи название предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
2. Использует в речи наиболее употребляемые прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
3. Употребляет в словаре существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
4. Определяет и называет местоположение предмета (слева, справо, рядом, около, между, время суток.
5. Употребляет существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.)
6. Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница).
Звуковая культура речи.
7. Умеет выделять первый звук в слове.
8. Умеет отчетливо произносить слова и словосочетания.
Грамматический строй речи.
9. Умеет образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии, употребляет эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята – лисят, медвежата – медвежат).
10. Умеет правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).
11. Активно употребляет в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Связная речь.
12. Рассказывает о содержании сюжетной картинки.
13. С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.
Приобщение к художественной литературе.
14. Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.
15. Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.
16. Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
Работа по реализации задач по данному направлению включает в себя:
-организацию предметно-развивающей среды;
-НОД;
-беседы;
- наблюдения на прогулке;
-чтение художественной литературы;
-индивидуальные игры, игры в группе;
-дидактические игры;
- сюжетно – ролевые игры;
- пальчиковые игры;
-театрализованные игры;
-словесные игры;
-работу с родителями;
-проектную деятельность.
Для формирования у детей речевого развития создаем условия, в которых каждый ребёнок мог развиваться индивидуально. Огромную помощь в этом оказывают НОД по речевому развитию; это игра, в которой необходимо помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказывать свое недовольство его поступкам, как извиниться.
В группе создана предметно-развивающая среда для формирования у детей здорового образа жизни, имеются разнообразные игры, наглядный материал, оборудование:
ОО «Речевое развитие» :
-иллюстрации «Семья»;
-Д/и «Покажи и назови»;
-альбомы: «Стихи, потешки, считалки, загадки», «Речевые и пальчиковые игры», «Праздники»;
-наглядно - метод пособия: «Обитатели моря», «Млекопитающие», «Мамы и детки», «Насекомые», «Цветы», «Деревья», «Профессии», «Игрушки», «Птицы», «Цвета», «Деревья», «Времена года», «Профессии»;
-Д/и «Ассоциации», «Сложи картинку», «Кому что нужно», «Профессии», «Окружающий мир», «Съедобное -несъедобное», «Игрушки», «Подбери по смыслу
-тематические альбомы «Мое село»
«Традиции группы «Звездочка», «Красота спасет мир», «Чудеса природы», «В мире животных», «Мои четвероногие друзья»;
-сборники писателей с. Александровского;
-фотоальбомы «Достопримечательности села», «Мое село»;
-папки: «Художники-иллюстраторы», «Детские писатели».
-Развивающая игра «Все о времени»
1. Художественная литература
Хрестоматия для средней группы (составлена с учетом требований ФГОС ДО)
Потешки, загадки, заклички, чистоговорки.
Золотая книга сказок
Азбука для самых маленьких
Сказки Б. Гримм
Заморские сказки
Приключения Барона Мюнхаузена Э. Распэ
Ксюшины сказки С. Пелишенко
Хрестоматия для маленьких
Сказки русских писателей
Угадай сказку Г. Харенко
Кошкины друзья В. Степанов
Правила поведения для воспитанных детей
Аппетитная азбука П. Синявский
Веселый циферблат
Вещи и свойства
Сказки маленькой принцессы
С новым годом
Как живете, что жуете?
Азбука «Дикие животные»
Бычок смоляной бочек
Сборник сказок К. Чуковского
Хозяин тайги В. Степанов
Корабль пустыни В Степанов
Снежный хоровод О. Корнеева
Для эффективного развития детей по данной теме в своей работе я использую игры соответственно их возрасту.
Формирую интерес детей по речевому развитию в процессе бесед, заучивания стихотворений и потешек; чтение художественной литературы подвижные игры с использованием масок; проведения НОД по речевому развитию и приобщению к художественной литературе; принимают активное участие в развлечениях «День знаний», «Осень», «Новый год», «Зимушка – зима», досугах «Приметы осени», «Бабушкины сказки», «Загадки». Дети с большим удовольствием создают условия для сюжетно – ролевых игр «Поликлиника», «Больница», «Овощной магазин», «Парикмахерская», «Аптека», «Семья». Дети активно принимают участие в речевых играх, разучивают физминутки, пальчиковые игры.
Развиваю речь детей через кружок «Дюймовочка» и углубленную работу по теме «Речевое развитие детей через театрализованную деятельность». В январе был показ сказки «Волк и козлята на новый лад.
Понимая важность речевого развития детей, в группе был разработан проект «Вместе весело играть». В данном описании проекта представлена система работы по установлению взаимоотношений МДОУ и родителей, воспитателей, специалистов, которые являются залогом развития ребенка.
За период сентября 2017г - январь 2018г. с родителями воспитанников проводилась и запланирована работа по речевому развитию.
В группе прошло родительское собрание по теме : «Развитие речевых коммуникативных умений дошкольников»
Консультация для родителей: «Учимся играть правильно».
Адресные консультации логопеда «Как помочь не говорящему ребенку?»
Консультация «Развитие речи через театрализацию»
Практический материал для занятий с детьми дома «Речевые игры»
Анкета «Речевое развитие ребенка»
Своим семейным опытом по речевому развитию делиться семья Саши Янченко по теме «Речевое развитие через художественную литературу»
Родители приняли активное участие в оснащении уголка по речевому развитию, помогли в изготовлении книжек – малышек.
ВЫВОД: Анализ педагогического наблюдения за индивидуальным развитием детей по речевому развитию в группе «Звездочка» показал следующие результаты: на начало учебного года – 2,9 б. (73%, на период январь 2018год. - 3,2 б. (80%). Динамика составила - 0,3 б. (8%). Этому способствовала систематическая работа с детьми, используя разнообразные формы работы. Дети активно участвуют в играх, беседах, НОД, развлечениях, досугах по речевому развитию. Индивидуальная работа с детьми планируется в течение всего дня по результатам данных педагогического наблюдения.
Прогнозирование:
1. Продолжать работу по речевому развитию с детьми средней группы «Звездочка», используя инновационный подход.
2. Проводить индивидуальную работу с детьми в течение всего дня, согласно результатам данных педагогического наблюдения.
3. Провести анкетирование по теме «Речевое развитие ребенка» и по анализу анкетирования дать родителям адресную консультацию.
4. В марте на родительском собрании обобщить семейный опыт семьи Саши Янченко по теме «Речевое развитие через художественную литературу».