Лариса Турченко
Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе использования инновационных технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придаёт речи своеобразие, выразительность, меткость.
В нашей старшей логопедической группе «Радуга» успешно применяются современные инновационные педагогические технологии.
В речевом и коммуникативном общении стараюсь применять новые технологии и методы коррекционного развития и воспитания детей. Такие инновационные педагогические технологии дают успешную динамику коммуникативного развития детей.
Публикация «Опыт работы „Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе использования инновационных технологий“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Здоровьесберегающие образовательные технологии помогают мне в достижении максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Использую следующие здоровьесберегающие компоненты:
• дыхательная гимнастика – с её помощью развиваю речевое дыхание детей;
• артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук, она активизирует интеллектуальную и речевую деятельность, развивает координацию артикуляционных движений и мелкую моторику, стимулирует речевую активность;
• логопедический массаж – укрепляет мышцы мимической мускулатуры, формирует тактильные ощущения, развивает речь;
• применяю комплекс упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения – это снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации;
• пальчиковая гимнастика с крупотерапией, пескотерапией — развивают мотивацию речевого общения, активизируют речевую активность, коррекцию различных сторон речи. Развивают тактильно-кинестетическую чувствительность, коррекцию мелкой моторики рук, снимают мышечную напряжённость — это тактильные дорожки, зона крупотерапии, сухой бассейн, мозаика, массажные мячики, игры с прищепками, со счётными палочками и др. дидактический материал;
• Су-Джок-терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления, путём воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий, способствует повышению физической и умственной работоспособности детей. А также создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной, целенаправленной, речевой работы с ребёнком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи;
• кинезеологические упражнения – активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, развивают межполушарные связи, улучшают память и концентрацию внимания;
• комплекс упражнений на релаксацию – развивают умения контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.
Использование этих компонентов помогает мне организовать образовательную деятельность интереснее и разнообразнее.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.
Поэтому современная образовательная среда не может развиваться без использования информационно- коммуникативных технологий. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение, а использование компьютера, интернета, телевизора, мультимедийного проектора, видео, DVD, CD, аудиовизуального оборудования, всё это даёт широкие возможности для коммуникативной деятельности дошкольников, педагогов и родителей Интересен детям видеоматериал: «Пальчиковая гимнастика», «Домашний логопед», «Домашняя коллекция мультфильмов» и аудиозаписи «Пластилиновая азбука» (2 диска) (авторы Сергей и Екатерина Железновы).
Игровые технологии – развивают речевое общение, активизируют речевую активность, корректируют различные стороны речи. Я стараюсь обогащать логопедический кабинет:
-развивающими пособиями «Сложные слова (словообразование, «Составление предложений с предлогами «в», на», «с», «под», «из»,»из-за», «из-под», «около» и др.
-дидактическими играми: «Зима», «Осень», «Весна», «У бабушки в гостях» и др,
-театрализованными играми (пальчиковый театр «Семья», театр пирамидка «Репка» и др.).
С помощью использования метода проекта – совершенствую все стороны речи детей, активизирую речевую активность.
Развиваю такие качества, как самостоятельность, сотрудничество, сотворчество между логопедом, ребёнком, родителями. Этот метод деятельности перспективен, он помогает детям повторять и применять на практике уже известные им знания, развивает воображение, позволяет фантазировать, укрепляет отношения в группе, позволяет ребёнку развивать речевые коммуникации, даёт новые знания об окружающем мире, формирует творческую личность. Реализованы педагогические проекты:
- «Осень» (16.10.2017г-20.10.2017г) с целью: развивать активное использование в речи детей существительных, прилагательных, глаголов, наречий через ознакомление с осенними изменениями в природе;
-«Русская народная кукла» (18.09.2017г- 22.09-2017г) с целью: расширять словарный запас детей и интерес их к русской народной культуре через знакомство с народной русской куклой.
Используя в своей работе технологию дифференцированного обучения, тем самым я создаю оптимальные условия для выявления и коррекции речевых расстройств. При создании условий с детьми ОНР учитываю адаптированную программу. У детей улучшается звукопроизношение, увеличивается словарный запас, они грамматически правильно строят свои предложения и высказывания.
Внедряю технологию интегрированной образовательной деятельности, которая соединяет знания из разных образовательных областей (социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое, физическое)на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития дошкольника.
Таким образом, комплексное воздействие инновационных педагогических технологий на ребёнка, приводит к гармоничному развитию личности дошкольника, способного креативно мыслить, устанавливать коммуникативные связи, эмоционально- отзывчиво относиться к окружающему миру и обществу, которое его сопровождает.