Приложение МААМ

Развитие коммуникативной компетентности участников педагогического процесса в логопедической группе для детей с ОНР

Лопатина Лариса
Развитие коммуникативной компетентности участников педагогического процесса в логопедической группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Коммуникативная компетентность участников педагогического процесса предполагает сформированность речевой деятельности, различных способов общения (вербального и невербального, межличностного и делового) между педагогами, детьми и их родителями. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта.

Публикация «Развитие коммуникативной компетентности участников педагогического процесса в логопедической группе для детей с ОНР» размещена в разделах

У детей с речевой патологией нарушаются все речевые функции, и прежде всего коммуникативная. При установлении коммуникативных взаимоотношений у детей с ОНР наблюдается недостаточность как вербального, так и невербального взаимодействия. Ограниченность, примитивность лексики, а порой и полное ее отсутствие, аграмматизмы, несвязность высказываний, недостаточный уровень понимания обращенной речи затрудняют процесс полноценного общения. Совместная игровая деятельность характеризуется кратковременностью, бедностью сюжета, в связи с низкой речевой активностью.

Многочисленные исследования Б. М. Гриншпун, Г. В. Гуровец, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Л. Б. Халиловой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской и других авторов указывают на факт наличия у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений общения, сопровождающихся эмоциональной неустойчивостью, незрелостью отдельных психических функций, тугоподвижностью когнитивных процессов. А. А. Леонтьев подчеркивает разную природу коммуникативных умений и навыков : речевые навыки по преимуществу механические, а речевые умения носят творческий характер. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации логопедической работы с данной категорией детей, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие вопросы формирования коммуникативных умений остаются малоразработанными.

Актуальность проблемы общения подчеркивается ее теоретической, практической и социальной значимостью, необходимостью определения содержания и приемов коррекционного обучения, направленного на развитие коммуникативных навыков и умений у детей.

Педагоги дошкольных учреждений должны понимать необходимость создания адекватных условий для успешного овладения детьми с ОНР коммуникативными взаимоотношениями. Требуется выработать модель общения взрослых и детей, организовать педагогический процесс с учетом закономерностей формирования коммуникативных умений у детей в онтогенезе, направить весь коррекционно-педагогический процесс на сотрудничество всех его участников : педагогов, родителей и детей, умения посредством речи решать задачи в различных видах деятельности. Родители наряду с педагогами должны придерживаться единой методической базы. Ее содержание разрабатывают совместно воспитатели и логопед при поддержке родителей. В рамках консультаций, собраний, информационных блоков, индивидуальных бесед, анкетирования, домашних заданий, посещения семей, педагоги знакомят родителей с задачами, методами и приемами работы по обогащению коммуникативного опыта у детей с ОНР, предлагают различные формы сотрудничества, обмен опытом.

Педагогам, в свою очередь, необходимо постоянно совершенствовать свои коммуникативно-речевые умения. Специфика педагогического общения состоит в том, что оно выступает как средство решения педагогических задач, как способ организации педагогов и детей, как социально-психологическое обеспечение коррекционно-воспитательного процесса. Профессиональное общение педагога – это система сложных коммуникативных взаимодействий, направленных на эффективное решение педагогических задач, реализуемых с помощью различных коммуникативных средств, действующих в рамках существующих норм педагогической этики. К профессиональным знаниям и умениям относятся: информационные умения, организаторские умения, коммуникативные умения и умения морально-волевой саморегуляции. Педагог должен уметь анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения, оформлять высказывание в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета, использовать средства невербального общения в речевой ситуации для достижения положительного результата, корректировать собственно речевое поведение в зависимости от ситуации общения, проводить самоанализ речевой деятельности. Педагогу важно придерживаться "золотой середины" во взаимоотношениях детьми и их родителями. Взрослые не должны подгонять развитие ребенка. Эталоном общения можно считать позицию: "рядом", "наравне", "вместе", но чуть "впереди".

Планируя коммуникативные ситуации в работе с детьми неоходимо придерживаться исследовательских методов, а не трансляцию знаний, которая является малопродуктивной в коррекционно-педагогическом процессе. Не исключена и полная импровизация общения. Главное - это создание диалога, взаимодействия, совместного решения поставленной задачи.

Диалог подразумевает вопрос и ответ. Вопросы в диалоге должны задавать не только взрослые. Важно подвести к постановке вопроса самих детей. Ведь именно этот процесс у дошкольников с ОНР зачастую западает. Вопросы могут быть уточняющие ( например: "Верно ли. ", "Надо ли. ", "Должен ли. " и другие, восполняющие (неопределенные, непрямые, обычно включают слова "где, когда, кто, что, почему, какие", могут быть простые м сложные). Какие вопросы наиболее продуктивны на различных этапах исследовательского поиска ребенка? (см. : Ландау Э. Одаренность требует мужества; Психологическое сопровождение одаренного ребенка. М., 2002).

• Описательные вопросы ("Кто? Как? Что? Где? Когда). Они больше связаны с настоящим и описывают ситуацию "здесь и сейчас", что позволяет ее осмыслить. Ребенок учится наблюдать, описывать, вырабатывает уверенность в понимании настоящего, в проблемной ситуации.

• Казуальные вопросы ("Почему? Отчего?"). Этот уровень требует понимания и установления связей (ассоциаций).

• Субъективные вопросы ("Что я об этом знаю? Что я при этом чувствую? Когда я видел или переживал что-либо подобное?"). На этом этапе дети опираются на аналогии и ассоциации. Это не только помогает пониманию проблемы, но и развивает мышление, содействует вовлечение в проблему.

• Воображаемые вопросы ("Что было бы, если? Что случилось бы, если?"). Эти вопросы непродуктивно задавать в начале изучения проблемы, т. к. уносят фантазию "куда-то за облака".

• Оценочные вопросы следуют за воображаемыми ("Что лучше? Что правильнее?").

Необходимо приучать детей к дальнейшим вопросам: "Что еще может интересовать тебя в этой проблеме? Что еще ты можешь предложить или сделать?".

Развивая речь дошкольников, необходимо развивать культуру мышления. Исследовательская деятельность предполагает способность к обобщению, определению понятий, классификации, анализу, умозаключению. Определить понятие - значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. Определение может быть явным, описательным, вербальным (или логическим). Приемы формирования понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, ограничение и обобщение понятий, загадки. С точки зрения исследовательсекой деятельности важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др. Т. е. необходимо научить ребенка переходить от конкретного предмета и отдельного факта к образному мышлению, абстрактному обобщению.

Культура общения должна включать в себя речевые навыки, речевой этикет, невербальные средства общения, которые также должны развиваться в ходе общения, игровых ситуаций, специально организованной и свободной деятельности детей.

Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР, построеннной на личностно-ориентированном подходе, важный фактор в успешной социализации их в дальнейщей жизни.

Список литературы:

1. Петровская Л. А. – Компетентность в общении – М :-Изд-во МГУ, 1998

2. Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста// Воспитание дошкольника общеобразовательного учреждения, №1 М, 2008.

3. Рогов Е. И. Психология общения; М. Гуманит. изд. Центр Владос, 2002

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной компетентности детей седьмого года жизни при подготовке к школьному обучению Вашему вниманию предлагаю доклад моей работы на тему: «Формирование коммуникативной компетентности детей седьмого года жизни при подготовке.

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью блоков Дьенеша Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности.

Взаимодействие всех участников педагогического процесса Взаимодействие участников педагогического процесса МБДОУ «Есаульский детский сад» В 2016 году МБДОУ «Есаульский детский сад» перед педагогическим.

Развитие социальных навыков коммуникативной компетентности ребёнка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида "Веточка" городского поселения "Рабочий.

Коллаж как средство привлечения к сотрудничеству участников педагогического процесса с детьми раннего возраста Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,.

Проект «Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников» Цель проекта: организация мини-музея в группе как средства формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников. Задачи:.

Развитие коммуникативной компетентности учащихся посредством групповой работы в начальных классах в условиях ФГОС «Развитие коммуникативной компетентности учащихся посредством продуктивной групповой работы в начальных классах в условиях ФГОС» Слайд.

Развитие коммуникативной компетентности учащихся посредством продуктивной групповой работы в начальных классах Слайд 1. Реализация ФГОС предполагает решение таких задач как: развитие устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и.

Развитие коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте Аннотация Автор с опорой на исследования различных авторов раскрывает содержание понятий «коммуникация», «коммуникативная компетентность»,.

Тренинг «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями» «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ» Продолжительность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативной компетентности участников педагогического процесса в логопедической группе для детей с ОНР
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 16:09
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативной компетентности участников педагогического процесса в логопедической группе для детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Лопатина Лариса (УИ 1601092) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД