Лопатина Лариса
Развитие коммуникативной компетентности участников педагогического процесса в логопедической группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативная компетентность участников педагогического процесса предполагает сформированность речевой деятельности, различных способов общения (вербального и невербального, межличностного и делового) между педагогами, детьми и их родителями. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта.
Публикация «Развитие коммуникативной компетентности участников педагогического процесса в логопедической группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У детей с речевой патологией нарушаются все речевые функции, и прежде всего коммуникативная. При установлении коммуникативных взаимоотношений у детей с ОНР наблюдается недостаточность как вербального, так и невербального взаимодействия. Ограниченность, примитивность лексики, а порой и полное ее отсутствие, аграмматизмы, несвязность высказываний, недостаточный уровень понимания обращенной речи затрудняют процесс полноценного общения. Совместная игровая деятельность характеризуется кратковременностью, бедностью сюжета, в связи с низкой речевой активностью.
Многочисленные исследования Б. М. Гриншпун, Г. В. Гуровец, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Л. Б. Халиловой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской и других авторов указывают на факт наличия у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений общения, сопровождающихся эмоциональной неустойчивостью, незрелостью отдельных психических функций, тугоподвижностью когнитивных процессов. А. А. Леонтьев подчеркивает разную природу коммуникативных умений и навыков : речевые навыки по преимуществу механические, а речевые умения носят творческий характер. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации логопедической работы с данной категорией детей, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие вопросы формирования коммуникативных умений остаются малоразработанными.
Актуальность проблемы общения подчеркивается ее теоретической, практической и социальной значимостью, необходимостью определения содержания и приемов коррекционного обучения, направленного на развитие коммуникативных навыков и умений у детей.
Педагоги дошкольных учреждений должны понимать необходимость создания адекватных условий для успешного овладения детьми с ОНР коммуникативными взаимоотношениями. Требуется выработать модель общения взрослых и детей, организовать педагогический процесс с учетом закономерностей формирования коммуникативных умений у детей в онтогенезе, направить весь коррекционно-педагогический процесс на сотрудничество всех его участников : педагогов, родителей и детей, умения посредством речи решать задачи в различных видах деятельности. Родители наряду с педагогами должны придерживаться единой методической базы. Ее содержание разрабатывают совместно воспитатели и логопед при поддержке родителей. В рамках консультаций, собраний, информационных блоков, индивидуальных бесед, анкетирования, домашних заданий, посещения семей, педагоги знакомят родителей с задачами, методами и приемами работы по обогащению коммуникативного опыта у детей с ОНР, предлагают различные формы сотрудничества, обмен опытом.
Педагогам, в свою очередь, необходимо постоянно совершенствовать свои коммуникативно-речевые умения. Специфика педагогического общения состоит в том, что оно выступает как средство решения педагогических задач, как способ организации педагогов и детей, как социально-психологическое обеспечение коррекционно-воспитательного процесса. Профессиональное общение педагога – это система сложных коммуникативных взаимодействий, направленных на эффективное решение педагогических задач, реализуемых с помощью различных коммуникативных средств, действующих в рамках существующих норм педагогической этики. К профессиональным знаниям и умениям относятся: информационные умения, организаторские умения, коммуникативные умения и умения морально-волевой саморегуляции. Педагог должен уметь анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения, оформлять высказывание в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета, использовать средства невербального общения в речевой ситуации для достижения положительного результата, корректировать собственно речевое поведение в зависимости от ситуации общения, проводить самоанализ речевой деятельности. Педагогу важно придерживаться "золотой середины" во взаимоотношениях детьми и их родителями. Взрослые не должны подгонять развитие ребенка. Эталоном общения можно считать позицию: "рядом", "наравне", "вместе", но чуть "впереди".
Планируя коммуникативные ситуации в работе с детьми неоходимо придерживаться исследовательских методов, а не трансляцию знаний, которая является малопродуктивной в коррекционно-педагогическом процессе. Не исключена и полная импровизация общения. Главное - это создание диалога, взаимодействия, совместного решения поставленной задачи.
Диалог подразумевает вопрос и ответ. Вопросы в диалоге должны задавать не только взрослые. Важно подвести к постановке вопроса самих детей. Ведь именно этот процесс у дошкольников с ОНР зачастую западает. Вопросы могут быть уточняющие ( например: "Верно ли. ", "Надо ли. ", "Должен ли. " и другие, восполняющие (неопределенные, непрямые, обычно включают слова "где, когда, кто, что, почему, какие", могут быть простые м сложные). Какие вопросы наиболее продуктивны на различных этапах исследовательского поиска ребенка? (см. : Ландау Э. Одаренность требует мужества; Психологическое сопровождение одаренного ребенка. М., 2002).
• Описательные вопросы ("Кто? Как? Что? Где? Когда). Они больше связаны с настоящим и описывают ситуацию "здесь и сейчас", что позволяет ее осмыслить. Ребенок учится наблюдать, описывать, вырабатывает уверенность в понимании настоящего, в проблемной ситуации.
• Казуальные вопросы ("Почему? Отчего?"). Этот уровень требует понимания и установления связей (ассоциаций).
• Субъективные вопросы ("Что я об этом знаю? Что я при этом чувствую? Когда я видел или переживал что-либо подобное?"). На этом этапе дети опираются на аналогии и ассоциации. Это не только помогает пониманию проблемы, но и развивает мышление, содействует вовлечение в проблему.
• Воображаемые вопросы ("Что было бы, если? Что случилось бы, если?"). Эти вопросы непродуктивно задавать в начале изучения проблемы, т. к. уносят фантазию "куда-то за облака".
• Оценочные вопросы следуют за воображаемыми ("Что лучше? Что правильнее?").
Необходимо приучать детей к дальнейшим вопросам: "Что еще может интересовать тебя в этой проблеме? Что еще ты можешь предложить или сделать?".
Развивая речь дошкольников, необходимо развивать культуру мышления. Исследовательская деятельность предполагает способность к обобщению, определению понятий, классификации, анализу, умозаключению. Определить понятие - значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. Определение может быть явным, описательным, вербальным (или логическим). Приемы формирования понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, ограничение и обобщение понятий, загадки. С точки зрения исследовательсекой деятельности важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др. Т. е. необходимо научить ребенка переходить от конкретного предмета и отдельного факта к образному мышлению, абстрактному обобщению.
Культура общения должна включать в себя речевые навыки, речевой этикет, невербальные средства общения, которые также должны развиваться в ходе общения, игровых ситуаций, специально организованной и свободной деятельности детей.
Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР, построеннной на личностно-ориентированном подходе, важный фактор в успешной социализации их в дальнейщей жизни.
Список литературы:
1. Петровская Л. А. – Компетентность в общении – М :-Изд-во МГУ, 1998
2. Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста// Воспитание дошкольника общеобразовательного учреждения, №1 М, 2008.
3. Рогов Е. И. Психология общения; М. Гуманит. изд. Центр Владос, 2002