Здорикова Ирина Михайловна
Развитие социальных навыков коммуникативной компетентности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида "Веточка" городского поселения "Рабочий посёлок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Доклад (из личного опыта)
«Развитие социальных навыков коммуникативной компетентности ребёнка».
Составила:
Герасимова И. М.
2015г.
«Формирование коммуникативных и социально-личностных компетентностей»
У детей младшего школьного возраста средствами театрального искусства»
Публикация «Развитие социальных навыков коммуникативной компетентности ребёнка» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Современные изменения общественных, социокультурных условий находят свое отражение в учебно-воспитательном процессе, что предполагает формирование личности способной неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи. Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов являются коммуникативная направленность учебного процесса и социализация детей. Современные дошкольники должны быть готовы к освоению нового социального опыта, развивающего духовно-нравственные ценности. Решение этой задачи требует формирования у дошкольников набора ключевых компетентностей, из которых одними из важнейших являются социально- личностная и коммуникативная компетентности.
Под коммуникативной компетентностью подразумеваются :
умение общаться с взрослыми, сверстниками, вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них;умение рассуждать и анализировать;
умение отстаивать свою точку зрения;
навыки монологической речи.
Под социально-личностной компетентностью подразумеваются :
способность брать на себя ответственность;
способность организовать работу группы;
проявление инициативы;
толерантность к сверстникам, людям разных национальностей, людям, имеющим разные точки зрения;
устанавливать контакты с различными группами;
способность разрешать конфликты;
проявление творчества в деятельности.
Опыт моей работы с детьми показал, что дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта как между взрослым и ребенком, так и между детьми. В то время как именно дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками.
А именно, театрализованная деятельность позволяет открыть новые возможности для эффективного формирования коммуникативных умений, так как основывается на таких естественных способностях человека как:
а) способность к подражанию;
б) потребность в общении;
в) природная предрасположенность человека к игре;
г) реализация воображаемых ситуаций;
д) свобода выбора и свобода действий и др.
Театр - это коллективный вид деятельности. Ребята учатся плодотворному взаимодействию в условиях больших и малых социальных групп, овладевают навыками коллективного творчества. Основной язык театра – это действие, диалог и игра, что делает театральное искусство очень близким детям, так как игра и общение являются ведущими видами деятельности у детей дошкольного возраста.
В театральном искусстве театр вторичен, а литература первична. Именно на примере литературы ребенок учится рассуждать, анализировать, сравнивать, выявлять положительные и отрицательные стороны, учится положительно взаимодействовать друг с другом. На основе анализа литературных произведений – сказок, притч, разбора сюжетных линий, ребенок может научиться преодолевать свои собственные трудности.
Учебно-воспитательный процесс, организованный средствами театрального искусства (чтение художественной литературы, просмотр спектаклей, фильмов, постановка сказок, сценок семейной жизни, прослушивание народного музыки, народное творчество, история театра) обогащает детей новыми знаниями и умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую и монологическую речь, активизирует словарный запас, а также способствует социализации ребенка. Все это оказывает комплексное влияние на формирование коммуникативной и социально-личностной компетентностей ребенка.
значимости театрально-игровой деятельности для развития творческого потенциала ребёнка : речевой деятельности, эмоциональной сферы, психологических процессов. Реализуемая программа предполагает включение ребенка в театрально-игровую деятельность через «погружение» его в русское народное творчество: традиции, обычаи, обряды, народные игры, сказки. Образовательный процесс строится на взаимосвязи учебных занятий, творческих мастерских и итоговых образовательных событий, позволяющих включиться ребенку в творческий процесс: разучивание жанров русского устного народного творчества, народных игр, изготовление реквизитов, декораций к событиям и участие в праздниках на основе русских народных традиций.
С помощью средств театрального искусства, народного творчества, применяя деятельностные методы обучения можно привить детям доброту, уважение, развить способность к сотрудничеству. Чтобы объединить детей разных национальностей и развивать толерантные отношения необходимо на занятиях использовать творчество народов мира – это игры, пословицы, поговорки, притчи, сказки и др.
Специфика обучения театральному искусству подразумевает различные формы работы с детьми:
- коллективную;
- групповую;
- подгрупповую;
- работу в парах;
- индивидуальную.
Развитие учебного процесса в образовательном учреждении показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, но и компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.
Для достижения положительных результатов я использовала следующие методы работы:
^ МЕТОД ИГРЫ.
МЕТОД СКАЗКОТЕРАПИИ.
ЭТЮДНЫЙ МЕТОД (импровизационный метод).
МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ.
МЕТОД ИГРЫ – это приобретение социального опыта через игру.
Занятия строится таким образом, чтобы способствовать развитию самостоятельности и инициативы детей. Во время игры необходимо поощрять ребенка, отслеживаю его поведение. После игры проводить с детьми совместное обсуждение, например, как можно было бы себя вести в той или иной ситуации, чему учит нас эта игра.
С целью развития социальных навыков, толерантных отношений на занятиях используют русские народные игры, игры народов мира, современные игры. ^ Метод игры также использую с целью развития коммуникативных навыков. Получая информацию от педагога, каждый ребенок и группа в целом включается в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческой части занятия. ^ В учебно-воспитательном процессе использую игры разных видов деятельности:
- игры – экспериментирования ( игры возникающие по инициативе ребенка: с предметами (физические, сюжетно-ролевые, режиссерские (придумать сказку и обыграть ее);
- обучающие (развивающие) игры (социальные, психологические, театральные, интеллектуальные, игры, связанные с исходной инициативой взрослого);
- народные игры (обрядовые (семейные, сезонные, досуговые (игрища, развлекающие).
^ МЕТОД СКАЗКОТЕРАПИИ – использование сказок для развития личности, творческих способностей детей. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и пути их решения. Читая сказки, человек накапливает «банк жизненных ситуаций». Сказки, которые использую при работе с детьми, помогают решить такие проблемы, как:
- неумение общаться;
- невнимательность по отношению к сверстникам;
- конфликт.
Технология использования сказки:
- чтение и обсуждение;
- перессказывание всей сказки или элементов сказки;
- зарисовка главного героя сказки или особенного персонажа;
импровизация сказки: проигрывание элементов сказки или всей сказки.
ЭТЮДНЫЙ МЕТОД (импровизационный) – это метод творческого самовыражения, метод работы ребенка над собой, над ролью. Здесь происходит развитие творческого потенциала ребенка, формируются навыки конструктивного взаимодействия, так как идет близкая работа в парах, проигрываются ситуации, разыгрываются картины из сказок, ситуации из жизни. Здесь они учатся умению договариваться, прослеживают, как интонация влияет на результат (развитие коммуникативных способностей).
^ Критерии уровней оценки сформированности коммуникативной компетентности (общительность).
Высокий уровень – всегда охотно вступает в контакт с детьми.
Средний уровень – стремится общаться с ограниченным кругом сверстников.
Низкий уровень – замкнут, необщителен.
Таким образом, формируемые и развиваемые под целенаправленным воздействием вышеперечисленных факторов коммуникативная и социально-личностная компетентности дошкольников способствуют расширению и углублению их знаний об окружающей действительности и о себе, стимулирует приобретение и развитие социально значимых качеств, способностей и умений, которые позволяют им более успешно ориентироваться и действовать в жизненно важных процессах, быть толерантным, адекватно реагировать на воздействия внешних факторов.