Гайворонская Елена Владимировна
Развитие коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация Автор с опорой на исследования различных авторов раскрывает содержание понятий «коммуникация», «коммуникативная компетентность», выделяет структуру коммуникативной компетентности дошкольника и раскрывает специфику её развития в различные периоды раннего онтогенеза.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетентность, общение, дошкольный возраст, развитие.
Публикация «Развитие коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В современном мире информационные технологии, Интернет, ограниченное непосредственное общения и взаимодействия, низкая речевая активность приводит к тому, что у людей снижены навыки коммуникации, отмечается низкая коммуникативная компетентность, несформированность умений применять стратегии и тактики решения различных ситуаций в совместной деятельности. Эти проблемы зафиксированы у детей дошкольного возраста и проявляются в неумении вести диалог с окружающими, слушать, воспринимать и понимать информацию партнёра по взаимодействию, решать конфликтные ситуации со сверстниками в совместной игре. Данные проблемы характеризуют недостаточно сформированную коммуникативную компетентность, которая формируется на этапе дошкольного возраста и оказывает влияние на развитие коммуникации в последующие возрастные периоды.
Для того чтобы раскрыть специфику коммуникативного развития в дошкольном возрасте, представим теоретические аспекты рассматриваемой проблемы.
Проблема коммуникативной компетентности является актуальной в отечественной психологии и лингвистике (Л. А. Петровская [6], Ю. М. Жуков [3], Ю. Н. Емельянов [2], В. Н. Куницына [4], Е. В. Сидоренко [8] и др.).
В научной литературе коммуникация означает процесс обмена смысловым значением информации между двумя или более людьми, которая включает информационную сторону, состоящую в обмене информацией, интерактивную сторону, заключающуюся в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями и перцептивную сторону - как процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания.
Коммуникативная компетентность, по мнению различных авторов (Ю. Н. Емельянов [2], Ю. М. Жуков [3], Л. А. Петровская [6], П. В. Растянников [3] и др., включает проявление инициативы и речевой активности в общении, умение вести диалог и сотрудничество с помощью различных речевых средств, умение договариваться с партнёром и использовать различные речевые стратегии решения конфликтных ситуаций.
Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О. Н. Сомкова [9], Н. Н. Рудакова [7]).
Структурными компонентами коммуникативной компетентности выступают по исследованиям различных авторов следующие: мотивационный компонент (желание вступать в общение, потребность что-то узнать и рассказать, получить необходимую информацию, обменяться ей с другими); когнитивный компонент (знание норм и правил общения, речевого этикета, способов построения высказываний, культуры коммуникации); функциональный компонент (владение вербальными и невербальными средствами общения, проявление в речевой форме эмоционального отношения к партнёру, умение вести диалог в различных речевых ситуациях).
В раннем онтогенезе коммуникативная компетентность проявляется в процессе смены таких форм общения детей со взрослым как ситуативно-личностной (непосредственно-эмоциональной, ситуативно-деловой (предметно-действенной, внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной (М. И. Лисина [5]).
Так, для ситуативно-личностной формы общения (0-6 месяцев) коммуникативная компетентность выражается в способности проявлять ответные невербальные (экспрессивно-мимические) средства общения на обращённую речь взрослого.
При появлении ситуативно-деловой формы общения (от 6 месяцев – 2 лет) к экспрессивно-мимическим средствам добавляются предметно-действенные средства общения (жесты, поза, выразительные движения). Для чтобы удовлетворить потребность в сотрудничестве со взрослым, ребёнок уже проявляет активное желание общаться посредством словесного приглашения взрослого, обращается к нему с различными просьбами. Кроме того, ребёнок начинает усваивать первые составляющие когнитивного компонента коммуникативной компетентности, в форме запретов и разрешений (нельзя и можно). Появляются первые попытки построения диалога ребёнка со взрослым. Первые предпосылки коммуникативной компетентности проявляются у детей в раннем возрасте и проявляются в развитии активной речи, речевого подражания, пополнением активного словаря. Основным фактором формирования коммуникативной компетентности в раннем возрасте является общение с людьми ближайшего социального окружения, которые обеспечивают раннюю социализацию ребёнка.
В период от 3-5 лет ведущей формой общения детей становится внеситуативно-познавательная форма, которая значительно расширяет содержание и характеристики коммуникативной компетентности. В этот период у дошкольников обостренная познавательная потребность вызывает использование в общении со взрослыми вопросов познавательной направленности. У детей на данном этапе отсутствует способность слушать обращённую речь сверстника, коммуникация характеризуется ситуативностью, а основными средствами общения являются локомоции или экспрессивно выразительные движения.
Внеситуативно - личностная форма общения детей со взрослыми формируется в возрасте 6 - 7 лет. Именно она является самой высшей точкой развития коммуникативной компетентности дошкольника в общении, так как мотивом общения выступает мир людей, в основном сверстники или группа сверстников.
В этот период дошкольники осваивают все стороны развития речи (грамматическую, звуковую, лексическую, фонетическую, что способствует достижению высокого уровня коммуникативной компетентности.
Высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности ребёнка старшего дошкольного возраста характеризуется наличием устойчивых мотивов общения, богатым объёмом словаря; наличием знаний и умений: логично и последовательно вести диалог; проявлять инициативу и речевую активность в общении; слушать обращённую речь окружающих; договариваться и использовать различные речевые средства для разрешения конфликтов; эмоциональная выразительность речи; знание речевого этикета и умение им пользоваться в различных ситуациях, владение невербальными средствами общения.
Для достижения высокого уровня сформированности коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста требуется проведение систематичной, комплексной педагогической работы по её формированию.
Литература
1. Авдулова Т. П., Хузеева Г. Р. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника. - М. : Прометей. - 2013. - 138 c.
2. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности : дис.. д-ра психол. наук. – СПб. : СПб. ун-т. - 1992 – 205 с.
3. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении : спецпрактикум по социальной психологии. - М. : МГУ. - 1990.- 124 с.
4. Куницына В. Н. Стиль общения и его формирование. – Л. : Знание. - 1985. – 20 с.
5. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении: мастера психологии. – СПб. : Питер. - 2009. – 320 с.
6. Петровская Л. А. Общение, компетентность, тренинг. Избранные труды. - Смысл. -2007.-387 с.
7. Рудакова Н. Н. Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста // Детский сад : теория и практика. - 2013. – № 3. – С. 22-23.
8. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб. : Речь. - 2007. – 208 с.
9. Сомкова О. Программа «Успех». Образовательная область «Коммуникация» / О. Сомкова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С. 22-33.