Фирсова Татьяна
Формирование коммуникативной компетентности детей седьмого года жизни при подготовке к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию предлагаю доклад моей работы на тему: «Формирование коммуникативной компетентности детей седьмого года жизни при подготовке к школьному обучению».
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. Результатом деятельности дошкольного образовательного учреждения является овладение ребенком набором компетентностей.
Где одной из главных, является коммуникативная компетентность, овладение которой позволяет ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении.
Публикация «Формирование коммуникативной компетентности детей седьмого года жизни при подготовке к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В исследовании разработан понятийный аппарат, который представлен объектом, предметом, проблемой, целью гипотезой, что вы можете, наблюдать как в самой работе, так и на представленном слайде.
На теоретическом уровне рассмотрены такие вопросы как: компетентность, компетенция, коммуникативная компетентность, готовность детей к школе.
Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования показал, что: психологическая природа компетентности широко рассматривалась в трудах как отечественных, так и западных ученых: Дж. Равена, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. Н. Куницина, и др.
В переводе с латинского компетентность означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом.
В психолого-педагогической литературе понятия «компетентность» связана с определенным видом деятельности и означает, согласно словарю И. Ожегова, «осведомленность, авторитетность в какой-либо области».
Уже к середине 90-х гг. 20в. под коммуникативной компетентностью стали понимать способность человека организовывать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения.
Это совокупность речевых, коммуникативных, социально-психологических знаний и умений.
В исследованиях, наряду с понятием «компетентность», используется и понятие «компетенция», которое также имеет вариативное описание. Одни исследователи отождествляют его с понятием «компетентность», другие - выделяют как самостоятельную структуру.
В современных психолого – педагогических исследованиях по данной проблеме, понятие компетентность считается шире понятия компетенция. Хот я смысловое значение иногда зачастую рассматривается одинаковым. Компетентность — это обладание определённой компетенцией. Этой точки зрения придерживаемся в нашем исследовании.
Критерии коммуникативной компетентности дошкольников является
1. Умение вступать в общения;
2. Ориентироваться в ситуации общения;
3. Согласовывать свои действия, мнения товарищами по общению;
4. Доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;
5. Оценивать результаты совместного общения.
Так, «готовность к обучению в школе», как указывают исследователи, понятие, в равной степени зависящее от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это разные стороны проявления готовности в различных формах активности
Готовность детей к школе включает следующие компоненты : физическую, мотивационную, специальную, психологическую готовность.
Одним из главных компонентов готовности к школьному обучению является коммуникативная это развитие у детей потребности в общении и коммуникативных умений.
Современные педагоги отмечают многообразие форм и средств формирования коммуникативной компетентности дошкольников : это беседы и разговоры с детьми по их интересам; рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов; свободное общение воспитателя с детьми, реализация коммуникативных игр и т. д.
В опытно – экспериментальной части исследования была определена методика повышения коммуникативной компетентности детей как успешной подготовки к школе. Так, экспериментальная группа детей, включала 14 детей седьмого года жизни это воспитанники Муниципального дошкольного образовательного учреждение – детский сад, расположенный по адресу Белгородская область Вейделевский район село Малакеево.
На констатирующем этапе исследования была подобрана и проведена серия психодиагностических методик каждая из которых позволила выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности : и уровень готовности детей к школьному обучению :
Так результаты диагностики показали что среди обследуемых есть дети с низким уровнем развития коммуникативных умений, для детей характерно ситуативно – деловое общение, что не соответствует данному возрасту, у детей диагностировано плохо развитий уровень эмпатии, то есть умение сопереживать, сочувствовать; у некоторых обследуемых был выявлен низкий уровень готовности к школе.
Следовательно, результаты данного этапа выявили средний, близко к низкому уровень развития коммуникативной компетентности.
Для решения второй задачи формирующего эксперимента, была организована работа с экспериментальной группой детей «Азбука общения», в количестве четырнадцати человек.
Цель работы: формирование коммуникативных навыков; повышение уверенности в себе; формирование позитивного отношения к сверстникам; обучение положительному взаимоотношению и принятию других людей; и т. д.
Основными направлениями работы экспериментальной группы являлась
Работа с детьми: которая включала групповую и индивидуальную работу.
Организация коммуникативно – развивающих бесед «Мир общения» было включено в проведение социально – коммуникативной образовательной деятельности. Тематика «Мир чувств, мир эмоций», «Радость» (знакомство с эмоциями») и т. д.
Одним из направлений работы с целью развития коммуникативных умений являлась организация игр на развитие коммуникативных способностей. Проведение игр было включено в режимные моменты, прогулку, свободную игровую деятельность детей.
В работу с детьми была включена серия обучающих мультфильмов, на тему готовимся к школе – обучение грамоте. Как правило, просмотр развивающих мультфильмов осуществлялся во вторую половину дня, после дневного сна. Время ежедневного просмотра 15 минут.
Для ребят, с целью формирования коммуникативной компетентности была подобрана серия дидактических, настольно – печатных игр, так как: «Составь рассказ по картинкам», «Кем быть», «Готов ли ты к школе» - ребята с удовольствием включались в организацию игр. Игры были организованы в утренние часы приема, в свободной игровой деятельности.
Совместного с учениками первого класса было проведено развлечение для детей «Стран знаний».
Так же мы осуществляли индивидуальную работу с детьми, которые показали низкий уровень развития коммуникативной компетентности, были подобраны игры по обучению грамоте и развитии речи.
Отдельным направлением работы являлась работа с родителями детей, у которых был выявлен низкий уровень развития компонентов коммуникативной компетентности, которая представлена серией консультаций для родителей «Что нужно знать о готовности детей к школе?», «Компоненты готовности к школе?», «Готов и ваш ребенок к школе?»; серией папок – передвижек «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность», «Коммуникативное развитие детей»; серией буклетов «Игра как средство общения», «10 важных правил общения с детьми», «Общение с дошкольником».
Результаты контрольного этапа исследования показали эффективность работы формирующего этапа. Для детей экспериментальной группы стало характерным появление внеситуативного общения, что является характерным для детей данного возраста, соответствует их уровню психического развитии. Наблюдалось совершенствование коммуникативной компетентности; улучшилось качество партнерского диалога и сотрудничества; уровень развития речевой коммуникации качественно изменился. Общий уровень готовности детей к школе повысился.
Таким образом, гипотеза исследования формированию коммуникативной компетентности детей седьмого года жизни как условия успешной готовности к школе способствует организация системы коммуникативно – развивающего пространства, подтвердилась.
В приложении выпускной работы иметься весь наглядный, дидактический материал, который был использован в работе с детьми на этапе опытно - экспериментального исследования.
Так, в заключении хотелось бы отметить что для формирования успешной коммуникативной компетентности детей седьмого года жизни необходимо соблюдать следующие условия: создавать ситуации коммуникативной успешности; стимулировать коммуникативную деятельность, используя проблемные ситуации; устранять коммуникативные трудности; моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками.
Спасибо за внимание.