Анна Савчук
Формирование коммуникативной компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а порой к элементарному образованию. Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека, мир - необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры.
Публикация «Формирование коммуникативной компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью блоков Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Коммуникативная компетенция - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность). От уровня её развития во многом зависит процесс адаптации ребенка в ДОУ, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе.
Коммуникативная компетентность детей с ОВЗ включает :
• Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
• Развитие у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.
• Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
• Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.
• Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.
• Коррекция нежелательных черт характера и поведения, т. к. для детей с ограниченными возможностями здоровья характерно недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств, которое осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Они не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Для развития коммуникативной компетентности детей с ОВЗ создаются такие ситуации, в которых дошкольник мог бы реализовать свой коммуникативный опыт, а также использовать упражнения, которые помогают раскрыться каждому ребенку независимо от его способностей. В работе с детьми используют, как традиционные методы развития.
• сюжетно – ролевые игры по развитию коммуникативных навыков в условиях влияния различной социальной среды и разнообразного круга общения («Магазин», «Семья»);
• словесные («Зазвонил телефон» «Не ошибись», «Что изменилось», подвижные («У медведя во бору», «Карусель», музыкальные («Угадай мелодию», «Зайкин хоровод») игры;
• творческие игры («Угадай, кого загадали!») : игры – драматизации; беседы, так и инновационные технологии.
Одной из универсальных современных педагогических технологий является логические блоки Дьенеша. Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и знаками (методе моделирования).
Логические блоки Золтана Дьенеша - это кубики, помещённые в небольшую коробку, предназначены для детей от 2 до 8 лет. Они относятся к типу игрушек, с которыми играть можно ни один год путем усложнения заданий от простого к сложному. Основная их функция - развитие психических процессов, связанных с речевой деятельностью.
Использование блоков Дьенеша, способствует созданию условий, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагает:
1. обеспечение эмоционального благополучия через:
• непосредственное общение с каждым ребенком;
• уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2. поддержку индивидуальности и инициативы детей через :
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
3. установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
• создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
• развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
• развитие умения детей работать в группе сверстников;
С точки зрения педагогики, данная игра относиться к группе игр с правилами, к группе игр, которые направляет и поддерживает взрослый.
Игра имеет классическую структуру:
• Задачу (задачи).
• Дидактический материал (собственно блоки, таблицы, схемы).
• Правила (знаки, схемы, словесную инструкцию).
• Действие (в основном по предложенному правилу, описанному либо моделями, либо таблицей, либо схемой).
• Результат (обязательно сверяемый с поставленной задачей).
Итак, откроем коробку. Игровой материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. цветом - красные, желтые, синие;
3. размером - большие и маленькие;
4. толщиной - толстые и тонкие.
С чего же начать?
Работа с Блоками Дьенеша, строится по принципу - от простого к сложному.
Как уже говорилось начинать работу с блоками можно с детьми младшего дошкольного возраста. Хотим предложить этапы работы. С чего начали мы.
1этап «Знакомство»
Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, мы на первом этапе даём детям возможность познакомиться с блоками : самостоятельно, т. е. без заданий, поучений со стороны воспитателя достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. Воспитатели наблюдают за таким знакомством. А дети могут построить башенки, домики и т. д. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
2 этап. «Обследование»
На этом этапе дети проводят обследование блоков. При помощи восприятия они познавали внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Дети подолгу, не отвлекаясь, упражняются в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию. Например, красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т. д.
3 этап «Игровой».
Когда знакомство и обследование произошло, предлагаем детям одну из игр. Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности детей. Играть и раскладывать блоки интереснее для кого – то или чего – то. Например, угостить зверей, расселить жильцов, посадить огород и т. д. Отметим, что комплекс игр представлен в небольшой брошюре, которая прилагается к коробке с блоками.
4 Этап «Сравнение»
Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»
Постепенно дети начали пользоваться сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.
5 этап «Поисковый»
На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учились находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. Например, им предлагалось найти и показать любой квадрат. Среди 48 блоков различной формы дети находили только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осуществляли поиск фигуры по одному заданному свойству, например, по форме.
. 6 этап «Знакомство с символами»
На следующем этапе знакомили детей с кодовыми карточками.
Загадки без слов (кодирование). Объясняли детям, что угадать блоки нам помогут карточки.
Показывали 4 карточки геометрических фигур – эти карточки обозначают форму предмета (предлагалась игра).
Затем 3 цветных пятна – цвет фигуры (предлагалась игра).
Предложили рассмотреть карточки с домиками большим и маленьким – размер фигуры.
И карточки с человечками толстым и худым – толщина фигуры.
Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором дидактического материала.
Педагог, пользуясь кодовыми карточками, загадывает блок, дети расшифровывают информацию и находят закодированный блок.
Пользуясь кодовыми карточками, ребята называли «имя» каждого блока, т. е. перечисляли его признаки.
Кодовые карточки имеются раздаточные – на каждого ребенка, демонстрационные – для показа.
7 этап «Соревновательный»
Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и рисовали свою схему. Напомню, что в играх необходимо присутствие наглядного дидактического материала. Например, «Рассели жильцов», «Этажи» и т. д. В игру с блоками включился соревновательный элемент. Есть такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.
«Отрицание»
Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.
Если вы начали знакомить детей с блоками Дьенеша в старшей группе, то этапы «Знакомство», «Обследование» можно объединить.
Формы организации работы с логическими блоками
В играх обучающиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. В игре всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными, так и невербальными средствами. Итак, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным средством. Дошкольники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.
Практическая часть
И так, приступим. Перед вами логические блоки Дьенеша.
Так как уже говорилось, этапы работы с блоками можно объединять или исключать.
1. Рассмотрите блоки. Потрогайте. Сравните блоки по цвету, форме, толщине, размеру.
2. Покажите квадрат. Показали квадраты разные по цвету, толщине и размеру. Но все выделили такой признак, как квадрат.
Покажите желтый круг. – Два признака.
Покажите синий большой треугольник – Три признака.
Покажите желтый маленький тонкий прямоугольник. – Четыре признака.
3. Познакомимся с кодовыми карточками.
(Демонстрационный материал)
Цвет – изображается пятном
Форма – контурами фигур
Толщина – условным обозначением человеческой фигуры
Величина – силуэтами домиков
Из кодовых карточек можно составит кодовую схему.
А теперь игра «Магазин»
Программные задачи : Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор.
Материал: Товар (карточки с изображением предметов, логические фигуры.
Ход игры:
Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры.
Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)
Таким образом, коммуникативная компетентность заключаются в развитии навыков и умений разностороннего общения, установления конструктивных связей и взаимоотношений с окружающими людьми. Развивая коммуникативную сферу у детей с ОВЗ, мы способствуем успешной социализации детей, развиваем навыки адекватного поведения и общения, как в семье, так и в социуме.
Спасибо за внимание!