Виктория Юрьевна Вафина
Развитие коммуникативной компетентности учащихся посредством продуктивной групповой работы в начальных классах
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
Реализация ФГОС предполагает решение таких задач как: развитие устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой деятельности т. д.
Слайд 2. Стандарт учитывает образовательные потребности детей в классе. Возник вопрос: как эффективно организовать работу? Мы знаем, что в школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности.
Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе проблемно-диалогического обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться,
Публикация «Развитие коммуникативной компетентности учащихся посредством продуктивной групповой работы в начальных классах» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать
вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.
Слайд 3. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман).
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.
Слайд 4. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу
индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие
детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и
потребностей). Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.
При работе в группах дети приучаются внимательно слушать ответ
товарища (ведь они выступают в роли учителя, постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили, учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое
время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть.
Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других групп, они стараются не отвлекаться. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости
объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.
Большое значение имеет групповая работа в воспитании у детей гуманистических качеств личности, освоении ими нравственного опыта поведения, формировании положительных мотивов учения- всё это является показателями формирования коммуникативной компетентности учащихся.
Цель групповой работы : активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Задачи групповой работы :
1. Активизация познавательной деятельности.
2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение
ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение
предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг
друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т. д.).
4. Совершенствование межличностных отношений в классе.
Слайд 5. Плюсы групповой работы.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств:
1. Повышается учебная и познавательная мотивация.
2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться
неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации
знаний.
4. Улучшается психологический климат в классе.
Слайд 6.
Варианты комплектования групп.
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы.
Способов разделения существует множество:
• По желанию
• Случайным образом
• По определенному признаку
• По выбору «лидера».
• По выбору педагога.
Я комплектую группы только тремя способами:
• По желанию
• Случайным образом
• По определенному признаку
1. По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на
формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух
вариантах:
• Разделитесь на группы по. человек.
• Разделитесь на. равные группы.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в
ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая)
дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо
даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность
приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым
партнерам. Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.
Способы формирования «случайной» группы : жребий; объединение тех, кто
сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью
импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами
называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в
данный момент педагог) и т. п.
3. По определенному признаку.
Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно
разделиться по первой букве имени (гласная – согласная, в соответствии с
тем, в какое время года родился (на четыре группы, по цвету глаз (карие,
серо-голубые, зеленые) и так далее.
Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить
детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще
испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает
некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся.
Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает
основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого
отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
4. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с
целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик, либо
выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими
«лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена
тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в
первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен
работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии
отходят на второй план.
В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация
набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не
применять этот способ, или сделать их «лидерами».
5. По выбору педагога.
В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него
признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может
объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со
схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды.
При этом организатор групповой работы может объяснить принцип
объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому
поводу.
Слайд 7.
Видов групповой работы много. Например:
• Работа в парах.
• Мозговой штурм.
• Игра «Продолжи».
• Охота за сокровищами.
• Снежный ком.
• Мозаичная группа или Пазлы.
• Прием «Зигзаг». (Метод пилы).
Я использую лишь некоторые из них.
Мозговой штурм.
Используется для генерации идей. Соблюдается жесткий регламент.
Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.
Игра «Продолжи».
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».
Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при
составлении рассказа о каком-либо животном).
Охота за сокровищами.
Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, чебник.
Снежный ком.
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Пазлы.
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на
заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.
Прием «Зигзаг». Или метод пилы.
Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали
сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части
задания (как зубцы одной пилы).
Слайд 8. Алгоритм работы в группе :
1. Повторение задания для осознанного понимания.
2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).
3. Выдвижение версий всеми членами группы.
4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.
5. Совместное принятие решения.
6. Анализ решения. Оформление.
7. Проговаривание в группе выступления.
8. Представление решения.
Слайд 9. Правила организации групповой работы :
говори спокойно и ясно;
говори только по делу;
говори по очереди;
реагируй жестами и знаками;
возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;
убедись, что в разговоре участвует каждый;
обращайся к другу по имени.
Слайд 10. Формирование культуры общения:
1 этап - учимся слушать друг друга и высказывать свою точку зрения, мнение по любому поводу.
2 этап – учимся вести диалог и учимся аргументировать свою версию.
3 этап – учимся задавать вопросы и учимся давать контраргументы.
4 этап – учимся разрешать конфликты и совершенствовать умения вести диалог.
Слайд 11. Принципы выбора заданий для групповой работы.
Очень важно подобрать задания правильно.
1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех
членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить
каждый из участников, если бы работал один.
Целесообразно использовать:
• задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
• задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей
совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
• задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
2. Содержание работы должно быть интересно детям.
3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное
познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного
использования имеющихся знаний.
Слайд 12. Выводы:
групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни;
улучшается успеваемость;
формируется мотивация учения и обучения;
научить можно каждого;
соблюдается дифференцированный подход;
работа в группе помогает ребенку проявить себя,
укрепляется дружба,
улучшаются межличностные отношения;
устанавливается психологический комфорт в коллективе
Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:
1. Он может контролировать.
2. Организовывать.
3. Оценивать работу учеников.
4. Участвовать в работе группы.
5. Предлагать участникам разные варианты решений.
6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника
информации.
Слайд 13. А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу :
формировать пару из двух слабых учеников
• уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
• исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики
просят об этом сами);
• оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
• нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если
они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить
ученики в доброжелательной форме;
• нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на
участников подавляюще;
• не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из
учеников.
• и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале
групповой работы : ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники
уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу : слушать,
как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать
участников, отвечать на вопросы.
• нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе
работать;
• следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет
работать один;
• групповая работа должна занимать не более 10-15 минут в I – II
классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
• нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны
обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного
труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о
превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
• нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной
работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Отмечу, что групповая работа наиболее эффективна тогда, когда учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным. Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом: обращению за помощью, обсуждению возникшей догадки и следовательно, формированию коммуникативной компетентности учащихся.
Спасибо за внимание!