Киселева Юлия
Развитие игровой деятельности детей младшей группы с помощью инновационного игрового оборудования ПМК «Мозаичный Парк»
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. И при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Игры, игровое оборудование и материалы соответствуют требованиям к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС ДО, а именно: учитывают особенности каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья, являются трансформируемыми и полифункциональными.
Публикация «Развитие игровой деятельности детей младшей группы с помощью инновационного игрового оборудования ПМК „Мозаичный Парк“» размещена в разделах
Выбор данной программы «Мозаика» и использование игрового оборудования программно – методического комплекса «Мозаичный ПАРК» для создания предметно-пространственной среды в детском саду обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей; двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональный комфорт; возможность самовыражения детей.
Благодаря особой игровой форме изданий, пособий, развивающих материалов комплекса "Мозаичный ПАРК" каждый ребёнок постепенно как мозаику составляет целостную картину мира - полную ярких впечатлений, красок, новых знаний.
Предметно-пространственная среда ПМК ДО «Мозаичный ПАРК» позволяет в игровой форме эффективно реализовывать содержание Программы «Мозаика».
ПМК ДО «Мозаичный ПАРК» предлагает наборы развивающих и игровых пособий, комплекты оборудования для современного детского сада.
Игровое оборудование ПМК «Мозаичный ПАРК» включает:
– игрушки и материалы для игровой деятельности;
– игрушки и материалы для познавательно-исследовательской деятельности;
– игрушки и материалы для продуктивной деятельности;
– игрушки и материалы для двигательной активности;
– Мультимедийный игровой развивающий образовательный комплекс (МИР’ОК).
Игровое оборудование ПМК «Мозаичный ПАРК» отличает:
– высокое качество и безопасность игровой продукции;
– развивающий потенциал игровых действий игрушек и игровых материалов;
– привлекательность материалов, задающих мотивационную основу игры и стимулирующих активность детей (игровую, познавательно- исследовательскую, творческую, двигательную);
– возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Игровое оборудование ПМК «Мозаичный ПАРК» представлено в виде игровых комплектов и наборов для организации различных видов деятельности с детьми всех возрастных групп. Каждый комплект объединяет несколько игровых пособий, имеющих одинаковую развивающую функцию. Особенность игр состоит в том, что в каждой игрушке существует большой игровой потенциал, раскрыть который может творчество педагога и фантазия ребенка.
Игровое оборудование ПМК «Мозаичный парк» можно применять в различных видах детской деятельности. Например, можно использовать конструктор «Купола» и «Черепашка Марли» в игровой деятельности, театрализованных играх; режиссерских играх (инсценировки, игры – импровизации); в играх-фантазированиях («Сказочный город», «Зоопарк); интеллектуальных развивающих играх, направленных на развитие познавательных способностей:
– игры на развитие восприятия цвета, формы и величины; «Разложи по цвету»;
– игры на развитие мышления (найди лишнюю деталь – по цвету, величине);
– игры на развитие памяти и внимания («Что пропало?»);
– игры на развитие творческого и воссоздающего воображения («Сказочная страна», «Путешествие на другую планету» и т. д.).
В различных видах детской деятельности используются соответствующие игры и игровое оборудование.
В восприятии художественной литературы
1. Театрализованные игры;
2. Создание декораций.
В коммуникативной деятельности
1. Коммуникативные игры (на развитие навыков взаимодействия). Например,
игра «Найди пару», «Строим вместе»;
2. Театрализованные игры, игры – фантазирования по мотивам литературных произведений. Общение в процессе конструирования.
В познавательно-исследовательской деятельности
1. Рассматривание, обследование, наблюдения; проекции
2. Создание символов, схем;
3. Дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры.
В изобразительной деятельности. Рисование (Задания «Обведи деталь и раскрась получившийся рисунок», «Дорисуй фигурку»).
В конструировании (по замыслу педагога, по схеме, по воображению детей).
Такое игровое пособие, как шнуровки «Времена года» для девочек и мальчиков. Данное пособие можно использовать на протяжении всего учебного года, поскольку в них представлены все 4 времени года: осень, зима, весна, лето.
Хотелось бы отметить такое игровое пособие, как книга – пазл. Стоит отметить, что пазлы бывают разные: с ключом – замоком и произвольным разрезом. Причем, ключ – замок рекомендован для детей младшего и среднего возраста, а для детей старшего дошкольного возраста рекомендуется произвольный разрез. Количество пазлов увеличивается, сначала учебного года детям предлагается 6 пазлов в одной картинке, а к концу года 9 пазлов. Также меняется и размер пазлов, к началу года – более крупные детали, то к концу года – более мелкие.
При обучении детей собирать пазлы, используются разные уровни, от более простого до более сложного. Первый, самый простой уровень, на котором можно собирать пазлы, когда дети составляют пазлы на основу в книге, то есть на зрительный образ. Второй, более сложный, когда дети собирают пазлы на столе. Здесь они смотрят на картинку и ориентируясь на этот зрительный образ, собирают пазлы. Последний, самый сложный уровень, когда воспитатель закрывает книгу, а ребенок складывает пазл по памяти.
Также хотелось бы обратить внимание на серию книг – пазлов, которые содержат познавательные тексты и иллюстрации с пазлами по тематике этих текстов. В настоящее время полная линейка книг – пазлов представлена только для младшей группы. Эта линейка состоит из 9 книг пазлов, так как у нас 9 учебных месяцев с сентября по май. Данные книги – пазлы последовательно представляют материал, который разработан в соответствии с примерным комплексно – тематическим планированием программы «Мозаика». Это следующие книги на темы: «Ходит осень по дорожке» (сентябрь); «Дом, в котором я живу» (октябрь); «Дружные ребята» (ноябрь); «Здравствуй, гостья зима» (декабрь); «Зимние забавы» (январь); «Мы поздравляем наших пап» (февраль); «В гостях у сказки» (март); «Что рассказывает весенний ручеек» (апрель); «Весна идет навстречу лету» (май). Это достаточно интересные темы, которые всегда востребованы в общении и во взаимодействии с детьми.
В игровой деятельности происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Этому и способствует инновационное игровое оборудование ПМК «Мозаичный ПАРК».
Рассмотрим более подробно книгу-пазл «Дом, в котором я живу» (октябрь) Автор И. С. Артюхова. Книга содержит четыре пазла, «Прогулка в парке», «Дом в котором я живу», «Дождик детям не помеха», «Всем нужен теплый дом», каждый из которых, рассчитан на проведение одного игрового занятия. Однако, при проведении каждого игрового занятия автор-составитель рекомендует отрабатывать с ребенком то количество заданий, предложенных после рассказа, которое он сможет выполнить без утомления, с явным интересом. При повторном проведении занятия, по этому же рассказу, необходимо полностью повторить данный алгоритм, предлагая ребенку следующие, новые для него задания.
Автор предлагает следующий алгоритм проведения занятий:
Этап 1. Введение в тему занятия, мотивирование ребенка
1. Дать ребенку книгу-пазл: ребенок листает, рассматривает.
2. Раскрыть книгу на нужной странице.
3. Прочитать название рассказа.
4. Задать мотивирующий вопрос перед прослушиванием текста.
5. Дать ребенку возможность ответить на вопрос.
Этап 2. Слушание текста (рубрика книги «Послушай!»)
6. Прочитать рассказ: обязательно выразительно и эмоционально. Если рассказ написан в форме беседы, то нужно выслушивать ответы ребенка, обсуждать прочитанный отрывок.
Этап 3. Рассматривание иллюстрации, игра с пазлами (рубрика книги «Рассмотри и собери!»)
7. Дать ребенку возможность рассмотреть рисунок к рассказу.
8. Прочитать ребенку текст рубрики «Рассмотри и собери!»
9. Спросить ребенка, что еще он видит на рисунке. Побеседовать с ним об этом, обсудить его ответы.
10. Дать ребенку возможность собрать картинку из частей пазлов.
Этап 4. Выполнение заданий и ответы на вопросы по тексту.
11. Организовать выполнение заданий, предложенных после каждого рассказа, по направлениям развития : социально-коммуникативному, познавательному, речевому, физическому, творческому.
Продолжительность игрового занятия для дошкольников младшей группы (четвертый год жизни) примерно 15 минут.
Рассмотрим занятие «Прогулка в парке» :
Цель занятия:
Дать детям первоначальные представления о семье, о родственных связях;
Познакомить с понятиями: папа, мама, дочь, сын, сестра, брат.
Ход занятия
Этап 1. Введение в тему занятия, мотивирование ребенка
Мотивирующий вопрос перед прослушиванием текста
- Кто обязательно должен быть в игре, если дети играют в семью?
Этап 2. Слушание текста (рубрика книги «Послушай!»)
Прогулка в парке.
Ксюша бежит по дорожке парка, улыбается. Под ногами шуршат опавшие листья. День осенний, но теплый и солнечный.
- Мама, папа, посмотрите по сторонам! Вот дерево – клен. Листья у него с острыми уголками. Красивые! Летом они были зеленые, а теперь стали желтыми и красными. А это тополь. У него листочки маленькие, почти все уже пожелтели. Нам про эти деревья воспитательница в детском саду рассказывала,- весело говорит Ксюша.
Развела девочка руки в сторону:
- Сейчас я тоже полечу, как эти осенние листочки.
Мама обрадовалась новой игре:
- Давай, Ксюша, вместе полетаем.
Папа с радостью смотрит на маму и Ксюшу – какие они веселые выдумщицы!
Папа держит на руках Антошу. Это младший брат Ксюши. Скоро Антоша подрастет и тоже будет бегать и играть вместе с сестренкой.
Этап 3. Рассматривание иллюстрации, игра с пазлами (рубрика книги «Рассмотри и собери!»)
Мама, папа, дочка и сынок на прогулке.
Этап 4. Выполнение заданий и ответы на вопросы по тексту
-Речевое развитие
Скажи, как тебя зовут? А как твое имя звучит ласково?
Как тебя называет мама? А как папа?
Скажи, как зовут твоих маму и папу.
-Познавательное развитие
Кто готовит еду маленькому ребенку?
Кто его купает?
Кто помогает одеваться?
- Социально-коммуникативное развитие
Если ты девочка, возьми свою любимую куклу, обними ее. Покажи, как ты ее любишь.
Если ты мальчик, возьми куклу, которая тебе нравится, подбрось ее весело вверх и поймай.
- Физическое развитие
Повтори движения.
С дочкой я в лесу гуляю (Шаги на месте.)
И грибочки собираю (Наклоны вперед.)
Положили гриб в корзинку (Распрямились, положили гриб.)
Побежали по тропинке (Бег на месте.)
- Творческое развитие
Расскажи про интересную прогулку в парк или в лес с мамой или с папой.
Как известно, любимое занятие детей младшего дошкольного возраста – игра. Их привлекают яркие игрушки, красочные картинки. Дети этого возраста только начинают знакомиться с книгами, могут с интересом воспринимать небольшие сказки, рассказы. И, конечно, больше всего детям интересно что-то делать своими руками: соединять, разъединять, собирать. Все эти актуальные для дошкольников мотивы активной деятельности учтены при разработке развивающей серии книг-пазлов «Мозаика развития».