МААМ-картинки

Формирование функциональной грамотности у младших школьников на коррекционно-развивающих логопедических занятиях

Людмила Быкова
Формирование функциональной грамотности у младших школьников на коррекционно-развивающих логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование функциональной грамотности у младших школьников на коррекционно - развивающих логопедических занятиях»

Учитель - дефектолог, логопед Быкова Л. А.

ГБОУ «Школа №953» Москва

В настоящее время одной из основных задач современного образования является формирование функциональной грамотности. Сейчас проблема грамотности школьников стала достаточно актуальной. Многие нормативные документы гласят, что необходимо повышать уровень нашего образования за счет подъема уровня грамотности школьников, а особенно функциональной грамотности.

Темочки:

Важная задача современной школы – формировать и воспитать функционально грамотных людей.

Что такое функциональная грамотность с точки зрения ФГОС третьего поколения?

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.

Что же такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность :

уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде;

способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней;

это набор умений и навыков, помогающий человеку решать проблемы в обществе.

Составляющие функциональной грамотности :

читательская грамотность;

естественно-научная грамотность;

математическая;

финансовая;

креативное мышление;

глобальные компетенции;

Функциональная грамотность - это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

Новые ФГОС подчеркивают необходимость формировать функциональную грамотность школьников (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО).

Внимание к этому вопросу в новых образовательных стандартах объясняют невысокие показатели российских школьников в международных исследованиях, например, PISA и TIMSS.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

«Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS, сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира).

В ходе тестирования оцениваются три области функциональной грамотности : грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная, грамотность.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности

В чём заключается сущность понятия «грамотность»?

Читательская грамотность (ЧГ) – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Математическая грамотность (МГ)– это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах

Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Сущность функциональной грамотности мл. школьника

Добываю, применяю, оцениваю, готов к саморазвитию.

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

1)добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3)оценивать свое знание - незнание;

4)стремиться к саморазвитию.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Базовым навыком является читательская грамотность. Грамотное чтение подразумевает под собой следующие умения:

умение понимать тексты;

размышлять над содержанием;

излагать мысли о прочитанном;

умение понимать различные формы представления информации;

применять информацию из текста в изменённой ситуации;

критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации;

Работа с текстами относится к числу умений, которыми должен владеть современный функционально грамотный человек.

На примере сказки Элеоноры Константиновны Киселёвой «Мальчик-Огонёк» я показала несколько приёмов, которые способствуют формированию функциональной грамотности у школьников.

В своей работе над текстом на коррекционно-развивающих логопедических занятиях я традиционно использую три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

3 этап. Работа с текстом после чтения

Перед чтением произведения применяю приём антиципации или «прогнозирования», т. е. ученикам предлагаются сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на эпиграф, жанр, произведения).

Заголовок предвосхищает, обобщает, концентрирует основное содержание текста, выражает его суть, является своеобразным кодом, расшифровка которого открывает возможности «осмысленной» работы школьников с произведением. Предтекстовые приемы нацелены на актуализацию предшествующих знаний и опыта, а также на создание мотивации к чтению.

Работа с текстом во время чтения (обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и т. п.)

Анализ произведения - центральный этап в работе, в процессе которого основное внимание уделяется непосредственно тексту, изучению его художественных особенностей. На этапе анализа текста происходит интенсивная лексическая работа, ориентированная на пополнение словарного запаса школьников.

При чтении произведения обучающиеся выписываем непонятные слова и выражения и даёт толкование по словарю.

На этапе анализа текста хорошие результаты дает прием «Ромашка Блума». Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов. шесть лепестков - шесть типов вопросов.

Простые начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?».

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что?», «Если я правильно понял, то?», Ты так считаешь Целью этих вопросов получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей. Побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему).

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, фантазии мы называем его творческим. «Что будет, если….». – «Как вы думаете, что произойдет дальше?»

Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Задавая их, используем слова: «Почему…хорошо, а …. плохо?», «Чем ….отличается от?», «Кто из героев поступил хорошо, а кто плохо?», Чем один герой отличается от другого?. т. е. оцениваем те или иные события поступки, сравниваем.

Практические вопросы. Начинают их со слов «Как бы вы поступили на месте героя рассказа. : «Как можно применить?», «Что можно сделать из?», «Как бы ты поступил на месте….?». Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

Такая классификация вопросов помогает мне научить детей задавать вопросы к тексту самостоятельно. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению (на любом этапе работы, работу я провожу в парах, группах и

индивидуально.

Использование приема «Ромашка Блума» позволяет мне осуществить дифференцированный и личностно ориентированный подход в учебном процессе.

Ответы на поставленные вопросы, высказывание своей точки зрения, приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение, объяснение различных ситуаций с помощью текста, оценивание тех или иных поступков героев, доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст - пути, обеспечивающие развитие умений смыслового чтения.

Еще один из приемов работы с текстом - это выделение в тексте смысловых частей (микротем, умение озаглавливать их, выделять самое существенное (составление цитатного и тезисного плана). Для отработки приёмов сжатия использую таблицы-тренажёры.

Одно из интересных направлений работы – это выборочный подбор текста. На уроках предлагаю тексты, в которых ученики вставляют цитаты, добавляют свои суждения, заканчивают предложения.

Работа с текстом после чтения (выявление авторской позиции, обсуждение, дискуссии по истолкованию текстов, выявление главных смыслов, идей произведения, выполнение творческих заданий).

Широко использую творческие задания: создание иллюстраций к отрывку из произведения с подбором к ней цитаты, сообщение-размышление над поступками героев, характерами, названиями художественных произведений.

Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста использую прием «Текст с дырками». Он позволяет проверить усвоенные ранее знания и организовать работу при изучении нового материала.

Таким образом, работа на коррекционно развивающих логопедических занятиях с информацией, представленной в разных форматах, учит школьников максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую из текста информацию, а значит быть функционально грамотным.

Список использованных ресурсов:

https://znanio.ru/media/priyomy-formirovaniya-funktsionalnoj-gramotnosti-na-urokah-russkogo-yazyka-na-primere-umk-adshmelyova-russkij-yazyk-5-9-klassy-2658927

https://fgosonline.ru/wp-content/uploads/2022/09/Statya-_Metody-i-priyomy-formirovaniya-funkczionalnoj-gramotnosti-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury_.docx

https://www.topuch.ru/formirovanie-funkcionalenoj-gramotnosti-na-urokah-v-nachalenoj/index.html

https://sch-pervoaleisk.edu22.info/wp-content/uploads/2021/11/План-график-дорожная-карта-мероприятий. docx

https://kitaphana.kz/component/content/article/354-2016-02-01-08-59-09/6026-sitenko.html

Список литературы:

1. Виноградова Н. Ф. Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя / Н. В. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др. ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. М., 2018. 288 с.

2. Губанова М. И., Лебедева Е. П. Функциональная грамотность младших школьников : проблемы и перспективы формирования // Начальная школа плюс : До и после. 2009. № 12. С. 65—68.

3. Ермоленко В. А. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: пособие для работников системы образования РАО. /В. А. Ермоленко, Р. Л. Перченок/

4. Леонтьев А. А. Деятельностный ум (Деятельность. Знак. Личность.) : монография / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2001.

5. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? М. ; Рига, 2000. 224 с.

6. ШтецА. А. Функциональная грамотность в личностно развивающем образовании // Начальная школа плюс : До и после. 2007. № 8. С. 69—72.

Публикации по теме:

«Светлячок». Авторское дидактическое пособие для организации коррекционно-развивающих игр на логопедических занятиях«Светлячок». Авторское дидактическое пособие для организации коррекционно-развивающих игр на логопедических занятиях Пособие состоит из маленького фонарика и шёлковой юбочки оранжевого цвета. Юбочка должна быть достаточно длинной для того, чтобы полностью.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Фотоотчет о тематических занятиях «Блокада Ленинграда» для младших школьниковФотоотчет о тематических занятиях «Блокада Ленинграда» для младших школьников Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Задачи: Познакомить со страшным периодом в жизни нашей.

Фотоотчет о тематических занятиях «День Земли» для младших школьниковФотоотчет о тематических занятиях «День Земли» для младших школьников В объединении «Умелые руки» прошли тематические занятия посвящённые празднику «День Земли». 22 апреля – Международный день Земли – праздник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование функциональной грамотности у младших школьников на коррекционно-развивающих логопедических занятиях
Опубликовано: 6 февраля 2025 в 22:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование функциональной грамотности у младших школьников на коррекционно-развивающих логопедических занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Быкова (УИ 418440) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД