Надежда Шибанова
План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей подготовительной группы с помощью оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие творческих способностей детей подготовительной группы с помощью оригами.
Цель:
• Изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей подготовительной группы в процессе занятий по обучению оригами.
• Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития творческих способностей детей.
• Расширить знания о приемах конструирования из бумаги
Задачи:
1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу обучения детей искусству оригами.
Публикация «План работы по самообразованию „Развитие творческих способностей детей подготовительной группы с помощью оригами“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оригами для детей
- Оригами. Планы, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
2. Изучить процесс развития творческого воображения.
3. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.
4. Разработать перспективный план работы с детьми.
5. Организовать работу кружка в группе.
7. Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.
12. Разработать рекомендации для родителей по развитию творческих способностей детей.
Актуальность
Актуальность обусловлена большой значимостью ручного труда в развитии творческих способностей детей.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.
Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже саамы простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.
Все эти качества пригодятся потом при обучении в школе, ускорят адаптацию ребенка к школьным требованиям, повысят его успеваемость. Кроме того, в процессе создания бумажных шедевров у детей развивается пространственное воображение и конструктивное мышление, формируется художественный вкус. Развитие памяти с помощью оригами связано не только с мелкой моторикой, но и происходит напрямую. Память ребенка тренируется при запоминании, какие действия, в какой последовательности нужно совершить, чтобы листок бумаги превратился в объемную фигурку.
Интерес детей к оригами объясняется не только волшебным превращением бумажного листа в игрушку. Полученные фигурки дети используют по прямому назначению – для игр, в том числе ролевых. При этом фигурки можно разукрасить красками или фломастерами, что само по себе является развивающим занятием.
Еще одной образовательной ценностью оригами является тот факт, что при работе над игрушкой ребенок в игровой форме изучает понятия геометрии. Дети получают представления о геометрических фигурах и различиях между ними, узнают новые понятия (сторона, угол, параллельная линия, диагональ). Оригами дает возможность объяснить детям наглядно, что такое целое и его части, а также учит разбивать целое пополам, на три, четыре и более частей. На примере сложенного листа бумаги педагог может легко объяснить детям, что такое половина, одна треть или четверть и как та или иная часть соотносится с целым.
.
Формы и методы работы :
1. Проведение тематических занятий,
2. Оформление серии выставок для детей.
3. Изготовление поделок.
4. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
5. Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
6. Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
7. Работа с методической литературой
8. Подготовка и оформление документации.
Приё мы и методы:
• Словесный
• Практический
• Наглядный
• Продуктивный
• Проблемный
• Частично-поисковый
• Метод формирования сознания (рассказ, беседа)
• Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример)
Начало работы над темой – сентябрь 2015г; окончание работы – май 2016г.
Перспективный план работы
Месяц Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь Беседа-объяснение на тему «Что такое оригами»
- познакомить детей с историей возникновения и развития искусства оригами.
Консультация для родителей «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей»
октябрь
Занятие «Приметы осени».
-обучить детей различным приемам складывания квадрата;
- познакомить со способами изготовления кроны дерева, листьев различных форм;
- воспитывать желание создавать коллективную композицию.
Мастер класс для родителей «Бабочка-красавица»
ноябрь Знакомство детей с обозначениями, которые используют в схемах оригами.
Коллективная работа «Грибная пора»
- учить работать с квадратной и прямоугольной формой;
-воспитывать желание создавать коллективную композицию, помогать друг другу.
Консультация для родителей «Значение оригами для всестороннего развития ребенка».
декабрь Рассматривание альбома «Искусство оригами»
- повышать интерес детей к творчеству, активизировать желание научиться чему-то новому.
Коллективная композиция «Рябинушка»
- продолжать учить работать с исходной формой квадрат, прямоугольник;
- развивать точность движений, умение проглаживать линии сгиба;
- воспитывать интерес к искусству оригами. Мастер класс для родителей «Снежинка».
январь Изготовление фигурок домашних животных «Верные друзья»
- познакомить детей с различными приемами изготовления домашних животных. Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей в семье».
- привлечение внимания родителей к созданию условий для совместного семейного творчества.
февраль
Композиция «Снеговик»
- учить работать с исходной формой «квадрат»;
- продолжать развивать интерес к искусству оригами;
- воспитывать усидчивость.
Мастер класс для родителей «Модульное оригами для начинающих»
- способствовать формированию интереса к совместному с детьми творчеству.
март Изготовление композиции «Открытка для мамы»
- учить изготавливать объемный цветок (хризантему) в технике оригами;
- способствовать развитию творческого воображения;
- воспитывать усидчивость. Мастер-класс для родителей по изготовлению масок в технике оригами
- способствовать формированию интереса родителей к совместному с детьми творчеству.
апрель Коллективная композиция «Цветочная поляна»
- учить изготавливать различные цветы в технике оригами;
-воспитывать интерес к искусству оригами;
Развивать творческие способности. Консультация для родителей «Как воспитать творческую личность».
май Коллективная композиция «Пернатые друзья»
- учить работать с исходной формой «квадрат»;
- продолжать развивать интерес к искусству оригами;
- воспитывать усидчивость.
Оформление альбома «Вот что мы умеем».
Перспективный план работы по теме самообразования «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»
Сентябрь
Работа с детьми
Диагностика знаний и умений детей по образовательной области «Художественное творчество» (рисование) на начало учебного года
Работа с родителями
Консультация «Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста».
Работа с педагогами
Консультации для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Октябрь
Работа с детьми
Конспект образовательной деятельности использованием нетрадиционной технике рисования в старшей группе «Осень в красках».
Работа с родителями
Привлечь родителей к изготовлению нетрадиционных материалов для рисования.
Работа с педагогами
Консультация «Нетрадиционное рисование, как средство развития творчества у детей»
Ноябрь
Работа с детьми
НОД «Усатый - полосатый» .
Работа с родителями
Консультация для родителей " Нетрадиционные методы рисования"
Работа с педагогами
Уголок ИЗО. Нетрадиционные материалы (ознакомительная экскурсия для воспитателей в группу) .
Декабрь
Работа с детьми
НОД «Зима».
Работа с родителями
Дополнить уголок ИЗО нетрадиционными материалами для рисования
Работа с педагогами
Составить каталог на методическую литературу по теме самообразования.
Январь
Работа с детьми
Конспект образовательной деятельности с использованием нетрадиционной технике рисования в средней группе «Зимние напевы».(рисование набрызгом) .
Работа с педагогами
Изучить опыт педагогов по данной теме.
Февраль
Работа с детьми и педагогами
Мастер-класс «Золотая рыбка» (открытая образовательная деятельность) .
Работа с родителями
Выставка детских работ в нетрадиционной технике рисования «Золотая рыбка»
Март
Работа с детьми
Конспект образовательной деятельности (ОБ «Художественное творчество», рисование) с использованием нетрадиционной технике рисования в старшей группе «Цветы в вазе» (рисование тычком) .
Работа с родителями
Презентация нетрадиционных материалов для рисования.
Работа с педагогами
Круглый стол «Художественные техники рисования в старшей группе».
Апрель
Работа с детьми
Конспект образовательной деятельности с использованием нетрадиционной технике рисования в старшей группе «В гости к весне» .
Работа с родителями
Консультация для родителей «Нетрадиционные методы рисования».
Работа с педагогами.
Семинар – практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисование в ДО и их роль в развитии дошкольного возраста».
Май
Работа с детьми
Рисование монотипия «Разноцветные бабочки».
Диагностика знаний и умений детей по образовательной области «Художественное творчество» (рисование) на конец учебного года.
Работа с родителями
Провести групповое родительское собрание.
Работа с педагогами
Отчет по теме самообразования
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Общий стаж Педагог. стаж Пед. стаж в данном ДОУ Категория Дата последней аттестации Дата предполагаемой аттестации
13 лет 13 лет 10 лет высшая Октябрь, октябрь,
№ Содержание деятельности Сроки выполнения Практические выходы (доклады, рефераты, просмотры и т. д.)
1. Выбор темы самообразования. Август
2. Разработка перспективного плана Август-сентябрь
3. Самостоятельное изучение научно-методической литературы по данной теме. На протяжении всего года. Выступления на педагогических советах.
4. Знакомство с передовым педагогическим опытом по данной теме с коллегами, на сайтах социального и дошкольного образования. На протяжении всего года.
5. Разработка для консультаций в ДОУ. Октябрь-ноябрь Консультация: «Подготовка речевого аппарата к логопедическому массажу. Выработка артикуляционных укладов.»
6. Участие в семинарах. Выступления.
7. Выступление с докладом об опыте работы на педсоветах. Май, Доклад.
8. Обобщение опыта работы по теме самообразования. Июнь, Отчет о проделанной работе по теме самообразования.