Колпакова Мария
Консультация «Развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие детей раннего возраста в игровой деятельности
Выполнила: Бровкина М. А.
МОУ детский сад № 362
Дзержинский район
Содержание
Введение 3
1. Особенности развития детей раннего возраста (2-3 года) 5
2. Основные принципы и задачи организации игровой деятельности детей раннего возраста 7
Публикация «Консультация „Развитие детей раннего возраста в игровой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
3. Личный опыт реализации процесса развития детей раннего возраста в процессе игровой деятельности 10
Заключение 12
Список литературы 13
Введение
В современной действительности высокую степень научного и практического интереса вызывают вопросы, связанные с исследованием проблемы организации дошкольного образования. Это происходит потому, что данная ступень получения знаний, приобретения умений и отработки навыков является ключевой для становления комплексного развития личности. Общеизвестно, что умственное развитие ребенка формируется в ходе его деятельности, поэтому отслеживать ее специфику целесообразно, начиная с самого раннего возраста. Основными видами деятельности детей второго и третьего годов жизни являются игра и действия с предметами, причем они возникают по инициативе самого ребенка. Кроме того, игра, является естественным состоянием ребёнка, что лишний раз подчеркивает важность ее роль в раннем возрастном развитии.
Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально - деловые связи со взрослыми. Несмотря на тот факт, что развитие детей раннего возраста в процессе игры достаточно часто рассматривается в различных междисциплинарных исследованиях, исследование этого процесса не теряет своей актуальности потому, что каждый ребенок является индивидуальностью и игра может стать для него отправной точкой в проявлении собственного внутреннего мира.
Таким образом, учитывая информативность сказанного, была определена цель исследования: изучить процесс развития детей раннего возраста в ходе практической организации их игровой деятельности. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) описать особенности развития детей раннего возраста (2 - 3 года);
2) выявить основные принципы организации игровой деятельности детей раннего возраста;
3) проанализировать собственный практический опыт в ходе развития детей раннего возраста, путем практической организации их практического опыта.
Объект исследования: развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования: процесс организации игровой деятельности детей раннего возраста.
1. Особенности развития детей раннего возраста (2-3 года)
По достижении 2 - 3 летнего возраста люди становятся зрелыми и понятливыми, они уже достаточно хорошо освоены в окружающем мире и выстроили уникальные отношения со значимыми взрослыми. Этот возраст уже нельзя отнести к беспомощному, но он, по-прежнему входит в цикл раннего детства.
Что касается двигательных навыков, то ребенок умеет достаточно хорошо руководить своим телом при ходьбе, беге и подъемах. Ребенок стремится довести этот навык до совершенства, в связи, с чем требует к себе повышенного внимания, так как чувство опасности ему незнакомо, и многие не смотря на шишки, продолжают бесстрашно покорять новые вершины.
Речевое развитие достигает своего рода пика. У детей развивается навык активного слушания, поэтому ребенку достаточно важно организовывать с ним разговор, используя различные тематические приемы. К трем годам ребенок в состоянии понимать все, что вы говорите. Поэтому, чем больше времени вы уделяете беседам с ним, тем лучше он развивается. Общайтесь на интересующие его темы, оценивая при этом его уровень понимания речи (если вы будете говорить что-то не понятное излишне сложными словами и оборотами, то можете затормозить его развитие, испугать его).
Эмоциональное развитие детей характеризуется тем, что он уже умеет контролировать некоторые эмоции вполне хорошо, достаточно активно выражает собственную радость и недовольство. Эмоции также характеризуются спонтанностью. Поэтому при проявлении положительных эмоции ребенка необходимо поощрять, при выражении эмоций отрицательного спектра ребенком нужно проявить терпение, напомнить о правилах поведения, способах выхода из ситуации.
Возраст 2 - 3 лет – это период развития воображения, ребенок начинает фантазировать. Поощряйте его в этот, присоединяйтесь к его игре. Считается, чем ярче разнообразнее фантазии у детей в этом возрасте, тем выше их уровень развития. Ребенку 2 - 3 лет все еще нравится общение со взрослыми, но особенности любой деятельности (особенно игровой) достаточно сильно зависят от темперамента ребенка. Оценка окружающего мира детьми данной возрастной категории достаточно эгоцентрична. Важной особенностью детей в данном возрасте является появление способности манипулировать своими сверстниками и применять подобный прием по отношению к взрослым.
При правильных действиях этот период достаточно благодатен для развития интеллекта ребенка, его внимательности и наблюдательности, конструирования и различных форм творчества. Но на первом месте среди разновидностей деятельности все еще является игра. В связи с этим целесообразно направлять все усилия на то. Чтобы сделать ее максимально продуманной, методологически обоснованной и психологически подходящей для детей в этот возрастной период. В возрасте 2 - 3 лет также необходимо достаточно внимательно развивать интеллект ребенка, делая акцент на его наблюдательности. Как правило, для этого тоже организуется игровая деятельность. Наконец, ребенок 2 - 3 лет достаточно активно занимается игровой деятельностью, которая предполагает создание творческих продуктов, а именно лепит, рисует, конструирует и пр.
Таким образом, психологические особенности ребенка 2 – 3 лет полностью способствуют его участию в игровой деятельности, помогают воспитателю расставить акценты на тех характеристиках внутреннего мира, которые приоритетнее развивать в конкретный момент времени.
1. Основные принципы и задачи организации игровой деятельности детей раннего возраста
Умственное развитие ребенка на любой возрастной стадии, а именно в раннем периоде происходит в процессе организации его деятельности. Игра и действия с предметами являются основными формами деятельности детей 2 - 3 года жизни. Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем - умение считаться с интересами сверстников.
Наиболее сложным разделом воспитания самостоятельности у детей раннего возраста является развитие игровой самостоятельности. Поэтому воспитатель с одной стороны должен не подавлять инициативу ребенка, а с другой правильно и умело направлять игру. В связи с этим, очевидно, что воспитатель должен знать не только психические особенности контингента детей, с которыми работает, но и индивидуальные психические параметры каждого конкретного ребенка. В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства.
В качестве одного из основных принципов дошкольное образование выдвигает проживание ребенком всех отрезков детства и обогащение развития детей. Также стандарт содержит сведения о том, что реализация всех вышеописанных задач осуществляется в формах, специфичных для раннего возраста, а именно детей 2 - 3 лет. Стандарт подтверждает, что указанным содержанием обладает предметная игровая деятельность, дидактические игры, ролевые игры под присмотром взрослых.
Реализация игровой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации связана с необходимостью решать целый комплекс организационных и методологических задач: отбор содержания игровой деятельности, выбор ее формы, времени, количества участников и пр. В правильно организованную игру вписываются три линии развития ребенка : чувствовать - познавать – творить. Развитие игры ребенка в возрасте от 2 до 3 лет проходит путь от предметной игры к ролевой. Поэтому в приоритет выходят также следующие задачи: активизация игровой деятельности, формирование интереса к дидактическим и подвижным играм, способствование формированию устойчивого интереса к игровой деятельности.
Также очень важно организовать правильную предметно – пространственную среду для развития ребенка. Для этого в условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо иметь достаточно большой перечень игрушек, дидактических материалов, развивающих пособий. Все они должны отвечать не только санитарно – гигиеническим требованиям, но быть полифункциональными, пробуждать у детей желание играть. Игровое пространство или зона в группе должны быть трансформируемыми и давать возможность изменять их в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей разнообразного использования собственных составляющих. Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; так на ряду с образными игрушками должен быть представлен обобщенный материал, прежде всего, предметы - заменители. Предметно – пространственная игровая среда в группе для детей раннего возраста должна быть вариативной и обеспечивать свободный выбор детей в ходе игровой деятельности. Доступность игровой среды предполагает : доступность для всех без исключения воспитанников. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов, например, построили корабль, а кубы или пластины — лодки или льдины. Кроме того, безопасность игровой среды является достаточным важным фактором организации игровой деятельности.
Ключевым принципом и актуальной задачей деятельности по организации игровой деятельности является формирование у них мотивации к игре. Ученые выделяют три типа мотивации: 1) мотивация в условиях помощи взрослому; 2) мотивация личной заинтересованности; 3) мотивация «помоги игрушке». При мотивации детей необходимо соблюдать принципы учета мнения ребенка и обязательно хвалить его за выполненные действия.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что при организации игровой деятельности детей раннего возраста необходимо ориентироваться на их внутренний мир, учитывать актуальные способности, основные функциональные возможности психики, оснащенность предметно – пространственной среды дошкольного образовательного учреждения.
3. Личный опыт реализации процесса развития детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
С необходимостью организации игровой деятельности детей раннего возраста мне пришлось столкнуться ввиду особенностей моей профессиональной деятельности. Я являюсь воспитателем ДОУ детский сад № 362 Дзержинского района г. Волгограда и в работе на постоянной основе применяю игровые технологии, так считаю, что подобная деятельность не только сенситивна психическому развитию детей 2 - 3 лет, но и может стать прочным фундаментом для их последующего развития в других разновидностях активности.
На протяжении своего профессионального пути, я организовывала такие разновидности игр, как игры с сюжетно-образными игрушками, обучающие игры, игры с предметами - орудиями, игрушечными орудиями труда, игры со строительным материалом. Но максимально эффективными оказались дидактические игры. За время своей деятельности я разработала несколько типов авторских дидактических игр для детей раннего возраста. Игра «Гостинцы для куклы Кати» (Приложение 1) проводится индивидуально или в небольшой группе детей 2 - 3 лет. В первом варианте педагог выступает от имени куклы Кати и демонстрирует детям панно, просит детей помочь ей выполнить поручение мамы собрать в корзинку вкусности для мамы. Педагог уточняет задачу – в корзинку складываются те предметы, которые можно кушать – съедобные.
Во втором варианте игры педагог от имени куклы Кати ставит перед детьми задачу собрать те предметы, которые кукла может взять с собой на прогулку или несъедобные предметы. Дети проявили к данной игре колоссальный интерес и практически не допускали ошибок при выполнении поставленной задачи.
Еще одна дидактическая игра «Украсим полянку» (Приложение 2). Игра предполагает два этапа. Первый этап заключается в том, что детям предлагается рассмотреть поляну. Педагог рассматривает с детьми модуль и просить назвать элементы на полянке (туча, солнце, дерево, также дети называют цвет отдельных элементов и уточнять изображенное погодное явление (солнце светит, идет дождь). На втором этапе детям демонстрируется второй модуль с аналогичной полянкой, но без некоторых элементов. В последствии сравниваются изображения нескольких полян. Потом детям выдаются отсутствующие элементы и предлагается восстановить картину (предварительно убрав первую полянку). Данный тип игры также был встречен детьми с восторгом и интересом, но он оказался простым не для всех. Некоторые дети испытывали трудности в ходе запоминания недостающих элементов.
Также мною была использована игра «Перепутались колеса» (Приложение 3). Детям демонстрируется панно с изображением машин, дети называют их, и воспитатель говорит, что «колеса перепутались». Детям предлагается починить «машинки» и найти колеса такого же цвета, какого цвета автомобильчики и поставить их на свои места. Могу отметить тот факт, что играми и другими видами деятельности заняты все время свободное от занятий, поэтому внедрение дидактических игр должно быть постепенным и соответствовать учебном плану, предусмотренному в ДОУ.
Для себя я так же могу отметить тот факт, что при руководстве детской игрой недопустимо прямое обучение игровому действию без учета жизненного опыта, интересов каждого ребенка. Воспитатель, развивая игру, должен не только учитывать личный опыт детей, но и своевременно обогащать его, побуждая детей к активному посильному участию в жизни семьи, группы. При систематическом применении дидактических игр потенциал моих детей значительно повысился и уровень их адаптации в окружающем мире стал намного более качественным.
Заключение
Игровая деятельность для детей раннего возраста является основным видом активности, характерным для начальных этапов онтогенеза личности. При этом весьма важно правильно организовать ее практическую реализацию, поскольку контингент детей далеко неодинаков, необходимо подстраиваться под специфические особенности каждого конкретного ребенка. В своей деятельности я делала особый акцент на дидактических играх, которые позволяют детям приобрести навыки решения практических жизненных задач.
Кроме того, в ходе развития детей раннего возраста можно использовать игры с предметами, игры со строительным материалом, обучающие и сюжетно – ролевые игры. Среди основных задач, которые мне удается достаточно успешно решать в ходе своей воспитательной и образовательной работы с детьми раннего возраста при использовании различных форм игр я могу отметить: - активация эмоциональной активности, развитие самостоятельности, стимуляция орудийных действий, становление воображения, образного мышления и т. д. Организация игры с детьми раннего возраста не является слишком простым процессом, но значительно повышает мотивацию ко взаимной работе, как со стороны воспитателя, так и с позиции ребенка.
Игровая деятельность вполне может выступить инновационным методом деятельности и в неожиданном ракурсе способствовать самосовершенствованию всех участников образовательного и воспитательного процесса.
Список литературы
1. Андреева, А. Д., Проблема игровой мотивации современных детей / А. Д. Андреева // – М. : Журнал практического психолога, 2010 - № 5 – С. 101- 104;
2. Адидова, Л. Н., Особенности ролевой игры в раннем возрасте / Л. Н. Адидова // М. : Дошкольное воспитание - 2018 – № 11 – С. 54 - 57;
3. Давидчук, А. Н., Обучение и игра / А. Н. Давидчук // – М. : Мозаика - Синтез, 2018 – 168 с. ;
4. Недопасова, В. А., Растем, играя: методическое пособие для родителей / В. А. Недопасова // – М. : Просвещение, 2012 – 94 с. ;
5. Нищева, Н. В., Игры для формирования временных представлений у детйе раннего возраста / Н. В. Нищева // – М. : Детство - Пресс, 2010 – 867 с. ;
6. Репина, О. К., Исследование игровой деятельности детей раннего возраста / О. К. Репина // М. : Психологическая наука и образование - 2016 – С. 55 - 69;
7. Пензулаева, Л. И., Подвижные игры и игровые упражнения детей раннего возраста / Л. И. Пензулаева // М. : Владос – 2011 – 321 с. ;
8. Степаненкова, Э. Я., Методика проведения подвижных игр / Э. Я. Степаненкова // М. : Мозаика - Синтез - 2012 – 113 с. ;
9. Филичева, Т. Б., Дидактические материалы для формирования речи детей раннего возраста / Т. Б. Филичева // М. : Дрофа – 2010 – 865 с. ;
10. Шмонина, Л. В., Инновационные технологии в дошкольном образовании / Л. В. Шмонина // М. : Учитель – 2015 – 439 с.