Мария Стрельникова
Развитие речи и обогащение словаря школьника с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Речь ребенка с интеллектуальной недостаточностью с возрастом постепенно развивается, но все же остается своеобразно нарушенной.
С приближением к школьному возрасту встает вопрос об обучении и ребенок попадает к логопеду. Анализ речи обнаруживает бедность и элементарность словаря, его конкретность. Бедность словаря выражается в преобладании употребления существительных и глаголов, в отсутствии обобщающих слов.
Публикация «Развитие речи и обогащение словаря школьника с нарушением интеллекта» размещена в разделах
Речь маловыразительна, монотонна, звукопроизношение нарушено. Ребенок пользуется простыми нераспространенными предложениями. Встречаются дети, речь которых кажется хорошо развитой, но при более внимательном наблюдении вскрывается, что она состоит из готовых речевых штампов, механически заученных, лишенных реального содержания. Все это указывает на достаточно глубокое недоразвитие всех сторон и форм речи.
Пассивный словарь оказывается больше активного.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет.
Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет.
Одной из основных особенностей детей с интеллектуальным недоразвитием – бедность активного и пассивного словаря. Речь у наших детей настолько слабо развита, что значительно затрудняет общение с окружающими людьми.
Дети имеют ограниченный словарный запас даже на бытовом уровне и способны называть некоторые предметы из близкого окружения и некоторые действия. Они используют только простые предложения из 2-3 слов. Допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании предлогов. У них отсутствует или грубо недоразвита связная речь (1-2 предложения вместо пересказа).
Обогащение словаря ребёнка, развитие его речи – это задача, которую родители и педагоги должны решать совместными усилиями.
Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи?
Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на регулярную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.
На прогулке вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы.
Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.