Юлия Цыганова
Программа формирования познавательных процессов дошкольников с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность программы
Одной из приоритетных задач российского образования в настоящее время является обеспечение государственных гарантий – доступности и равных возможностей получения полноценного образования для всех категорий граждан, в том числе, и с особыми образовательными потребностями.
С каждым годом увеличивается число детей с особыми образовательными потребностями. Одной из наиболее распространённых проблем в развитии, порождающих эти потребности, является задержка психического развития.
Публикация «Программа формирования познавательных процессов дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательных учреждений является педагогической системой, обеспечивающей индивидуализацию обучения детей с трудностями в обучении и реализующей принципы комплексного подхода к целям, задачам и содержанию образования, единства диагностики и коррекции недостатков развития, развивающего обучения (развитию общих способностей к учению на основе личностно-ориентированного подхода).
Цель программы: осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития, повышение социального статуса воспитанников данной группы и обеспечение их всестороннего и гармоничного развития.
Данная цель конкретизируется в ряде задач:
1. Обеспечить охрану жизни и здоровья детей.
2. Осуществлять комплексное исследование запаса знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы для определения путей профилактики и коррекции выявленных нарушений.
3. Осуществлять необходимую коррекцию недостатков в психическом и физическом развитии воспитанников, с учетом их индивидуальных возможностей, потребностей.
4. Формировать знания, умения и навыки с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
5. Проводить коррекцию эмоционально-волевых нарушений.
6. Формировать коммуникативные навыки.
7. Создать условия эмоционального комфорта детей.
8. Проводить профилактику вторичных отклонений в развитии детей.
В основу программы положен следующие принципы:
1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурные компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Коррекционная работа должна строиться так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т. е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательны возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования.
Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Этапы работы
1. Диагностический этап. Проведение индивидуальной и групповой диагностики детей, сбор анамнестических данных. Диагностическое обследование ребенка проводят все специалисты (воспитатель, педагог- психолог, учитель-логопед).
2. Организационно-методический этап. Включает в себя определение индивидуального образовательного маршрута по рекомендации комиссии ПМПК, по рекомендации ведущих специалистов ЦПМСС (через индивидуальные консультации, по рекомендации образовательных учреждений города.
3. Коррекционно-развивающий этап. Индивидуальные и групповые занятия со специалистами.
4. Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов.
Планируемые результаты освоения программы
– Сформировано представление о самом себе, дети овладевают элементарными навыками для выстраивания адекватной системы ценностей, положительных личностных оценок, позитивного отношения к себе.
– Сотрудничают со взрослыми и сверстниками, овладевают навыком продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.
– Сформировано адекватное восприятие окружающих предметов и явлений.
– Сформированы перцептивные действия (рассматривания, выслушивания, ощупывания). Овладевают системой сенсорных эталонов. Соединяют сенсорный опыт со словом.
– Овладевают единым процессом познания реального мира через тесное взаимодействие трех основных форм мышления: наглядно - действенного, наглядно - образного и словесно - логического.
– Усваивают количественные и качественные отношения между предметами. Сопоставляют предметы по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. Понимают, что количество не зависит от величины, цвета, формы и расположения.
– У детей формируется представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, о человеке, видах его деятельности и взаимодействия с природой.
– Развивается речь и коммуникативные способности во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни, в процессе общения с членами семьи, со взрослыми, сверстниками.
– Развита мелкая моторика, сформировано хватание, выделение каждого пальца, выработана согласованность действий обеих рук, определена ведущая рука.
– Дети интересуются игрушками, могут выполнять предметно-игровые действия, играть со сверстниками.