татьяна алексеева
Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
Алексеева Татьяна Григорьевна, воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №141 «Пилеш» г. Чебоксары
xonurik@mail.ru
Аннотация
Предмет. Художественное восприятие у детей старшего дошкольного возраста
Публикация «Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Цель. Разработка системы работы по развитию художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста
Результаты. В результате планомерно проводимой работы по ознакомлению народным декоративно-прикладным искусством уровень художественного восприятия дошкольников значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.
Вывод. Сделан вывод о том, что значение ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством в детском саду, является интересной и многогранной темой, она помогает развивать не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.
Ключевые слова: художественное восприятие
Раскрывая понятие художественного восприятия, многочисленные психолого-педагогические источники трактуют его с разных позиций. Наиболее точно и полно раскрывают его такие авторы как О. А. Соломенникова, Т. Г. Казакова, З. А. Богатеева говоря о том, что художественное восприятие – это процесс формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности.
На сегодняшний день федеральный государственный стандарт дошкольного образования диктует новые принципы воспитания и развития, в том числе и к художественному развитию, говоря о том, что художественно-эстетическое развитие предполагает восприятие художественной литературы, и фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.).
Решая задачи художественно-эстетического развития, мной было решено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие художественного восприятия детей. Знакомство детей с народными промыслами, мастерством народных умельцев и русским фольклором, позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Целью моей углубленной работы стало: разработка системы работы по развитию художественного восприятия детей.
Поставленная цель решалась через следующие задачи:
• образовательные: познакомить детей с художественными росписями народных умельцев; развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве;
• развивающие : совершенствовать технические навыки в рисовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки, действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки); развивать творческие способности детей; развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; развивать чувство цвета;
• воспитательные : способствовать развитию роста интереса детей к народному творчеству; повышения художественной, творческой активности у детей; способствовать формированию эстетического вкуса и эстетического идеала; способствовать развитию у детей чувства прекрасного; воспитания в детях любви к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту; способствовать формированию художественного вкуса детей.
Для достижения поставленных целей и задач по данной теме, мной определены направления работы:
1. Составление перспективно-тематического планирования по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством.
2. Разработка серии сценариев по декоративному рисованию.
3. Составление плана работы с родителями.
Первое с чего началась моя работа - это создание предметно-пространственной среды, которая в себя включает:
- центр практической деятельности (столы, мольберт);
-создание и оформление мини-музея «Полка-красоты» (уголок старины и предметов искусства). Данный музей периодически обновляется в зависимости от изучения вида ДПИ.
С последовательностью моей работы ознакомления детей с различными видами ДПИ предлагаю познакомиться на примере хохломской росписи.
На первом этапе идет знакомство с хохломской посудой. Мы с ребятами рассматриваем ложки, вазы, тарелки с хохломской росписью, знакомимся с материалом, фактурой, узором. Знакомство проходит с использованием компьютерных презентаций которые рассказывают об истории возникновения промысла.
Рассматривание хохломской росписи
Далее идет оформление мини- музея «Полки красоты», куда ставится вся хохломская посуда. Дети могут самостоятельно потрогать ее, при желании используют как образец при рисовании, лепке, аппликации.
«Полка красоты»
Следующим этапом является непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с хохломской росписью, во время которой дети украшают бумажные тарелки элементами хохломской росписи. В конце занятия организуется выставка детских работ.
Выставка детских работ по аппликации «Хохломская роспись»
Наряду с традиционными (аппликация, рисование красками, я также использую и нетрадиционные техники рисования при работе по ознакомлению с элементами ДПИ. Например, рисование пластилиновыми жгутиками (на приготовленную основу (тарелки черного цвета с красной каймой) наносится хохломской узор пластилиновыми жгутиками зеленого, красного и желтого цветов. Жгутики изготавливаются при помощи шприца, опущенного на некоторое время в горячую воду, затем пластилин выдавливается из него).
Оформление бумажных тарелок пластилиновыми жгутиками
Для закрепления полученных знаний я использую дидактические игры по разным видам росписи: например, «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора» и т. д.
С целью приобщения к народному декоративно-прикладному искусству использую разнообразные формы работы с детьми:
• развлечения (например, «Ярмарка», «В гостях у мастера» и т. д.);
• праздники, как форма коллективной работы;
• экскурсии (по Арбату). Данная форма работы организуется совместно с родителями.
Тесное сотрудничество с семьями воспитанников имеет большое значение в моей работе. В группе для родителей организуются индивидуальные и групповые консультации, информационные стенды, например, на тему «Значение народной игрушки в воспитании детей», выставки «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома», мастер- классы на тему «Народное творчество в саду и дома», где родители самостоятельно украшают глиняные игрушки.
В результате планомерно проводимой работы по ознакомлению народным декоративно-прикладным искусством уровень художественного восприятия дошкольников значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.
Таким образом, значение ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством в детском саду, является интересной и многогранной темой, она помогает развивать не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.
Литература:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. -3-е изд. испр. и дом. М. : Мозаика-синтез, 2014. – 368 с.
2. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. — М. : Гуманитар. ид. центр ВЛАДОС. — 2006. — 255с.