Елена Кулик
Формирование художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста, определяется развитием психических процессов, опытом познания окружающего мира, формированием образных представлений о предметах и явлениях. Вопрос гармоничной и творческой самореализации личности ребенка в современном мире становится одним из главных задач художественного и эстетического развития: помочь ребенку на долгом пути взросления в человеческую культуру.
Публикация «Формирование художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства» размещена в разделах
Художественно-эстетическое развитие –это длительный процесс, в котором дети получают свои первые впечатления непосредственного опыта исследования предметов и явлений, приобщаются к искусству, овладевают различными видами изобразительных техник. В практике художественного воспитания применяется организованная образовательная деятельность, которая часто имеет традиционную форму проведения занятия. Определяя специфику, цели и задачи педагогических технологий, мы рассматриваем искусство, как важнейшую часть культуры в полихудожественном и эстетическом развитии. Это комплексная система, которая предполагает педагогический процесс во взаимосвязи всех сторон: педагогическое руководство, подбор доступных изображений, развитие эстетического и художественного восприятия, нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностных ориентаций, развитие познавательных и творческих возможностей каждого ребенка.
Материалы изобразительного искусства, занятия рисованием, лепкой, аппликацией подбираются по принципу постоянной связи искусства с жизнью. Для этого создаются в группах зоны творчества, уголки изодеятельности. Смысловая ценность такого образования заключается в том, что оно обогащает эмоциональную жизнь ребенка, дает возможность целостного восприятия предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. При этом, ребенок может переживать различные роли, осуществлять личное участие в создании образа, быть оригинальным автором художественного продукта. Творчество становятся одной из форм повседневной жизни ребенка, органичной средой формирования чувства удовлетворения от художественной деятельности.
Система работы по формированию эстетического и художественного восприятия основывается не только как возможность накопления знаний, умений и навыков, но и прежде всего как развитие природных творческих задатков, формирование отношения к миру. Она характеризуется игровыми формами деятельности в художественно-эстетическом образовательном процессе. Преимущества организации занятия по изобразительной деятельности в игровой форме : развивающая деятельность, импровизация, художественно-поисковая деятельность, высокий уровень активности и увлеченности детей.
Основные принципы работы:
1. Опора на природу ребенка и единство детского художественного творчества. Связь с жизнью, реальным детским опытом.
2. Доверительное общение педагога с ребенком в игре.
3. Подбор материала на основе личностного переживания, поэтапное формирование художественных способностей.
4. Взаимодействие разных видов искусства и деятельности на занятиях.
5. Взаимосвязь восприятия и художественно-практической деятельности.
6. Учет общего психического развития детей, индивидуальных различий, природных задатков.
Для реализации принципов работы необходима четкая система действий: видим (изображение, слышим (слово, звук, чувствуем, представляем, действуем – творим.
Формируя эстетическое и художественное восприятие детей старшего дошкольного возраста, учитывается каждый этап обучения, как новая ступень освоения ребенком окружающего мира. Каждый год имеет свою тему, цели, задачи, новые уровни сложности, ориентированные на возрастные особенности дошкольника.
Средняя группа: творческое приобщение детей к окружающему миру и накопление опыта отношения к нему.
Старшая группа : развитие умения видеть красоту природного мира.
Подготовительная к школе группа: развитие воображения и фантазии, умения видеть единство природы и фантазии.
Достижения детей на занятиях по изобразительному творчеству во многом зависят от правильной организации рабочего пространства, от широкого круга разнообразных материалов и инструментов, которые увлекают, захватывают детей и побуждают как активным действиям.
Активизация восприятия ребенком окружающего мира осуществляется через вовлечение его в диалог. Слово объединяет внутренний мир ребенка и творчество. Образное слово рождает богатство ассоциативных связей, творчество, развитие эмоционально-образного мышления, воображения и фантазии.
В основе развития всех видов восприятия лежит опыт освоения форм и величин предметов, их частей, в том числе и с помощью рук. Формообразующие движения рук позволят легче и свободней ребенку создавать изображения любых предметов.
Современное занятие изобразительным искусством невозможно представить без грамотно подобранного наглядного материала – репродукции произведений живописи, графики, скульптуры, произведений декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна с учетом особенностей детей того или иного возраста.
Старший дошкольный возраст – это время эстетических открытий, время накопления опыта эмоциональных впечатлений. Познание окружающего мира в образной форме дает возможность по-новому взглянуть на привычные предметы, вещи, явления, наполнить их яркими красками. У детей пробуждается творческий интерес, удивление, желание создавать и творить.
Эстетическое и художественное восприятие осуществляется в процессе художественно-творческой деятельности. Основа этого процесса –доверительное общение педагога с ребенком в игре. Игра объединяет процесс восприятия и художественную деятельность. Взаимодействие ребенка с различными материалами и листом бумаги превращается в эстетическую игру.
В дальнейшем, творческое осмысление ребенком окружающего мира побуждает активность восприятия, формирует способность к переживанию и сопереживанию. Дети учатся замечать красоту природы, выделять выразительные формы, красочные пятна, линии, объемы. В художественно-практической деятельности детей, необходимо всячески поддерживать право ребенка на индивидуальное видение, индивидуальный изобразительный язык.
В старшем возрасте предполагается многообразие форм работы, среди которых особое место занимает коллективная форма работы, которая предполагает сотворчество детей и педагога. Используются различные виды коллективных работ: совместно-индивидуальная (индивидуальные работы оформляются в цельное панно); совместно-взаимодействующая (активное взаимодействие группы); совместно-последовательная (композиция дополняется последующими деталями) .
Игровая методика обучения рисованию по М. Г. Дрезниной
№ п/п Тема Содержание
1 Делаем вместе Лучики солнца
2 Краска и цвет Цвет и образ
Как подготовить рабочее место
Рисуем кистью полоски, точки, кружки
Летят воздушные шары
Три новых цвета на волшебном цветке
Как делать фон по рисунку
Бумажный веер
Домик и дерево днем и ночью
Почувствуй себя волшебником
3 Работаем с линией Линия
Линия с характером
Как зовут твоего героя
Сказочный лабиринт
4 Работаем с формой Форма
Какие бывают формы
Форма, похожая на рыбу
Превращение кружков
Маленькие строители
Как из квадрата получился телевизор
Как из мячика сделать ромашку
Рисовальный конструктор
Как в пятне увидеть зверя
Как обрезок превратился в «мерседес»
5 Композиция Расположение фигур на листе бумаги
Весёлые квадратики
6 Развивающее задание Лоскутный коврик (32 рисунка в треугольниках)
7 Делаем вместе Этот огромный космос
8 Готовимся к новогоднему празднику Новогодние украшения и игрушки из бумажных тарелочек
Новогодняя корона
9 Работаем с ритмом Ритм
Веселые строчки
Чудесное ритмопревращение
Собираем бусинки
10 Роли и характеры Рисуем три разных дома
Рисуем три разных дерева
11 Подводим итоги Древнее животное
Волшебный огонь
Вазы на полке
Задание с одноразовыми тарелочками
12 Делаем вместе Красивые купола
Особое внимание следует уделять обсуждению детских работ, развитию у детей оценочных суждений, умения обосновывать свою точку зрения, развивая бесценный опыт творческого общения. Поддерживая проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, мы активизируем творческие проявления детей, способствуем становлению позиции художественного творца.
Таким образом, формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства ориентирует интерес детей к эмоциональной, эстетической и духовно-нравственной культуре, подводит к пониманию эмоционально-ценностного отношения к миру, художественной деятельности. В художественных образах, собственных творческих работах, в повседневной, досуговой и образовательной деятельности, дошкольники осваивают разнообразие эстетических оценок, предпочтений, обогащают опыт познания искусства.