Людмила Ишеева
Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческих способностей детей средствами декоративно – прикладного искусства»
Ишеева Людмила Вадимовна
Воспитатель высшей категории
МБДОУ Темниковский детский сад
комбинированного вида «Золотой петушок»
г. Темников
Главной идеей темы является, прежде всего, воспитание юного патриота, формирование его любви к Родине, к родному краю, к родной земле и городу, людям, живущим на мордовской земле, к семье, к родителям, воспитание чувства прекрасного,
Публикация «Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах
совершенствование интеллектуальных и творческих способностей ребенка с помощью декоративно-прикладного рисования.
Данный опыт был разработан в дошкольном образовательном учреждении. Сначала работа проводилась в кружке по изобразительной деятельности. Затем работа расширилась, и на занятиях по декоративному рисованию я стала больше включать темы по рисованию национальных орнаментов, мордовской вышивки, лепке и пластилинографии народных игрушек. Дети стали ближе знакомиться с декоративно-прикладным искусством русского и мордовского народа.
Для ознакомления педагогов и родителей с результатами работы по данному вопросу проводились консультации, открытые занятия, семинары-практикумы, выставки детских работ.
Детское рисование заключает в себе большие возможности. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.
Анализируя этот опыт, использовались результаты исследований, напечатанные в разные годы в журнале «Дошкольное воспитание», различная методическая литература.
Использовались методические разработки, созданные в процессе обучения детей нетрадиционной технике рисования в течение 5 лет, консультации со специалистами районной художественной школы.
Актуальность темы. Практическая значимость темы.
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.
Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые для росписи, включающие в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так мастера хохломской и городецкой росписи умело составляют орнаменты.
Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детского сада, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.
Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.
Пути развития детского декоративного творчества с помощью народного декоративно-прикладного искусства разнообразны, поэтому, приобщая к нему детей, необходимо учитывать следующее:
1) народное искусство – своеобразный катализатор детского изобразительного творчества;
2) в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;
3) произведения народного искусства способствует народному формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.
Объектом исследования является процесс формирования представлений о декоративно-прикладном искусстве детей старшего дошкольного возраста на занятиях по декоративному рисованию.
Предмет исследования: особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно - прикладным искусством.
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа, именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно – прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно – творческих способностей.
Актуальность темы состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.
Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного, способствует воспитанию и развитию творческой активности детей Опыт работы в качестве воспитателя по изобразительной деятельности и проведенное исследование с детьми 5-6 летнего возраста показывает, что развитие творческих способностей дошкольников наиболее ярко происходит в процессе приобщения их к русскому и мордовскому декоративно – прикладному искусству.
Русский и, конечно, мордовский промысел имеют многовековую историю и уходящие в древность традиции. Такого уникального множества видов народного искусства, какими располагает наша Россия, нет ни в одной стране мира. И поэтому, чтобы не были потеряны исторические корни наших промыслов, необходимо с дошкольного возраста развивать чувство прекрасного, формировать эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту родной природы, уважение к заветам традиций.
Новизна педагогического опыта заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения декоративному рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности. Например, при рисовании ягод можно использовать пальчики – палитры, точек – ватные палочки. Работы, выполненные в технике «пластилинография» получаются оригинальными.
Адресность. Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Трудности при применении данного опыта декоративного рисования могут заключаться в следующем:
- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- подборе оборудования и материалов;
- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
Сведения о материалах. Опыт накоплен в течение 5 лет и представлен программой «Декоративно-прикладное искусство для детей старшего дошкольного возраста, методическими рекомендациями по использованию данной программы, программой деятельности кружка декоративно-прикладного искусства по обучению детей изобразительным навыкам декоративного рисования.
Содержательно-целевая направленность. Вся работа направлена на развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Связано это, прежде всего с тем, что, развивая художественно-творческие способности, дети лучше усваивают программный материал, развивается фантазия, наблюдательность, художественное мышление и память, восприятие, мир общения. Через развитие художественно-творческих способностей у детей развивается и мелкая, и общая моторика.
Перспективы применения опыта. Для внедрения данного опыта необходимо, прежде всего, заинтересоваться этой темой, создать накопительный материал, изучить народные орнаменты, народный фольклор, народные промыслы и т. п., изучить прошлое русского и мордовского народа, познакомиться с искусством народных мастеров.
Педагоги нашего детского сада с интересом работают по данной проблеме, изучают новую методическую литературу, знакомятся с искусством мордовского народа через выставочные работы жителей города Темникова.
Стремление показать ребенку, что уникальность русской и мордовской культур можно познать и почувствовать через диалог культур, побудило создать программу «Развитие творческих способностей детей средствами декоративно – прикладного искусства».
Приобщение детей к декоративно – прикладному искусству предполагает создание в детском саду среды, насыщенной предметами народного быта и духовной жизни, ознакомление с декоративно – прикладным искусством на занятиях, в процессе дидактических игр, совместной деятельности, в процессе работы изостудии по изобразительной деятельности.
Обучение предполагается вести на основе коммуникативно – деятельностного метода, который предполагает активное развитие детского творчества в повседневной жизни. Реализация данной программы рассчитана на 1 год. Возраст детей 5 – 6 лет.
Занятие, как основной метод обучения, проводится 2 раза в неделю, в течение 25 - 30 минут.
Игра – основной вид детской деятельности, поэтому использование дидактических игр, важная необходимость при обучении декоративно – прикладному искусству. Она используется при проведении занятий, в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Цель программы. Описание новых подходов к методике построения занятий. Все занятия объединяются в циклы на основе единой тематики, сходства способов изображения или одного и того же вида народно - прикладного искусства. В циклах достаточное количество занятий для успешного овладения элементами росписи и эти циклы являются одновременно законченными и целостными.
Кроме изобразительных занятий, в циклы входят знакомство детей с народно – изобразительным искусством, дидактические игры и упражнения.
Все циклы занятий выстроены в определенной системе. Первые занятия каждого цикла являются обучающими. Через прямое обучение дети знакомятся с предметами народно – прикладного искусства и обучаются способам изображения. На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. Дети выбирают свой вариант изображения, вносят свои дополнения. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Последние занятия цикла носят творческий характер.
Преимущество данной методики в том, что дети, изображая разные элементы одной и той же декоративной росписи на нескольких занятиях, следующих одно за другим, прочно усваивают способы изображения.
Формирование условий непрерывного образования. Основной формой ознакомления детей с декоративно – прикладным искусством является занятие. Вначале дети знакомятся с видом искусства – рассматривают предметы, отмечают их особенности.
На следующем занятии дается понятие о конкретных предметах данного промысла, в доступной форме рассказывается об истории возникновения промысла, об особенностях изделий, специфики цвета и формы.
На последующих занятиях и в совместной деятельности дети знакомятся с основными элементами росписи: цветовой гаммой, формой, композицией.
Следующий шаг обучения – освоение элементов узора данного промысла, композиционного их расположения. На этих занятиях особое место занимают дидактические игры, которые способствуют развитию творческого воображения, подбору цветовых сочетаний в рисунке, ощущению связи с миром цвета и соответствующих чувств. Игры: «Цвет глазами художника», «Дружба красок», способствуют установлению хорошего настроения и детей и контакта с ними.
Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, это и игровой метод и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, обеспечивающая развитие ребенка. Условно они делятся на три группы, те которые:
• Помогают различать виды декоративно – прикладного искусства по основным стилевым признакам, особенностям материала, цветовой гаммы, элементов росписи: «Что изменилось», «Найди лишнее», «Узнай элементы узора».
• Сосредотачивают внимание на стилевых особенностях элементов узора: «Узнай элемент узора», «Домино», «Найди пару».
• Знакомят с композиционным построением узоров, использование ритма, симметрии: «Разрезные картинки», «Составь узор».
Применение дидактических игр на занятиях и вне их, дают положительные результаты. Они повышают интерес дошкольников к декоративному рисованию, появляется индивидуальная выразительность рисунка, которые становятся многоцветными, яркими, живыми, появляется видение красоты гармонии красок.
В работе по развитию творческих способностей детей через овладение навыками декоративно – прикладного искусства должно уделяться внимание свободно самостоятельной деятельности, которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка, отвечающую его способностям и интересам.
Важным фактором в развитии творческих способностей является индивидуальная работа с детьми. Она стоится по нескольким направлениям, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.
• Закрепление или повторение пройденного материала
• Работа с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми может происходить в кружке по изобразительной деятельности или изостудии. При осуществлении данной работы обучение можно сделать проблемным, т. е. поставить перед ребенком задачу: создать фантастический объект имеющимися в арсенале ребенка средствами. Основной принцип создания образа – сочетание фантастических и реальных элементов.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Программа по декоративному рисованию ставит своей целью достичь следующих результатов.
1) Развить творчество ребенка через ознакомление с декоративно – прикладным
искусством.
2) Приобщать к национальной культуре, воспитать чувство патриотизма.
В программе по декоративному рисованию использованы материалы: программа Швайко Г. С. по изобразительной деятельности, программа и методические рекомендации «Мы в Мордовии живем», а так же опыт работы и исследовательская деятельность с детьми 5 – 6 летнего возраста по развитию творчества в процессе обучению их декоративному рисованию, проводимые в течение 3- лет.
Программа по декоративному рисованию разрабатывалась и апробировалась в течение 3 - х лет.
Она содержит следующие циклы:
• «Промыслы мордовского края»
• «Городецкие цветы»
• «Золотая Хохлома»,
• «Сказочная Гжель»
• «Волшебная Дымка».
• «Жостовские подносы»
• «Филимоновские игрушки»
• «Русская матрешка»
Система НОД по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством, состоит из 3 этапов:
• Знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов узора;
• Углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композицией;
• Творческое использование полученных знаний, умений, навыков.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.
Программа предусматривает тесты по декоративному рисованию, которые показывают результат работы по развитию творческих способностей.
Литература
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
2. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. - Санкт-Петербург-«Детство», 2004;
3. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.
4. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М. : Педагогическое общество России, 2000
5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Педагогика, 1990 48с.
6. Полуянов Ю. А. Дети рисуют. - М. : Педагогика, 1988
7. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. – М. : Т Ц Сфера, 2005.
8. Швайко Г. С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М. : ВЛАДОС, 2002