Солонина Светлана
Воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами региональной культуры и искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально-благополучными, преуспевающими в делах, учебе, ответствен-ными, разносторонне развитыми, словом, стремимся воспитать личность. Ответственность – один из самых сложных феноменов теории волевых качеств. Ее называют «качеством высшего порядка» из-за тесной связи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой стороной личности.
Публикация «Воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами региональной культуры и искусства» размещена в разделах
Любой родитель желает, чтобы его ребенок вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности – это характеристика зрелой личности, но закладывается она именно в детские годы.
В настоящее время в структуре образовательного процесса особая роль отводится художественно-эстетическому воспитанию, как важнейшему средству становления и развития инициативно-созидательной, творческой личности. Эстетическое воспитание должно осуществляться в комплексе со всеми задачами развития и обучения детей, формируя у них такие качества, как внимание, собранность, ответственность, целеустремлённость, работоспособность, творческое отношение к труду, умение работать и жить в коллективе.
Коллективная работа над созданием панно «Как розовые яблоки на ветках снегири…»
Нельзя вырастить полноценного, ответственного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного.
Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства. Искусство как специфическая форма познания действительности вызывает сильный эмоциональный отклик, оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие ее проявлений, увидеть ее красоту и нести ответственность за сохранение культурного наследия.
В современном мире на фоне переплетения культур все более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Так, сегодня многим детям незнакомы понятия: «почитание родителей», «уважение взрослых», «гостеприимство», «щедрость», «милосердие», «ответственность за сохранение традиций».
При этом воспитание любви к Родине должно начинаться в детстве с уважительного отношения к близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, а также к своему дому, улице, селу.
К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должного внимания формированию у детей патриотических чувств. В таких условиях знакомство с родным краем, его достопримечательностями, богатством и разнообразием растительного и животного мира, художественным и литератур-ным наследием, казачьими традициями Ставрополья – одно из направлений, проводимой в нашем ДОУ педагогической работы.
Мы знаем, какое огромное влияние оказывает на ребенка музыка, фольклор, литература, изобразительное и театральное искусство. Все виды искусств, как огромный пласт многовековой Культуры концентрирует в себе богатый социальный опыт. И в этом состоит огромное воспитательное значение искусства.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и преумножать богатство своей страны.
Особая роль в формировании личностных качеств ребенка средствами региональной культуры и искусства отводится праздникам. Яркая эмоциональная форма и содержание таких праздников, как День села, День Победы, Масленица, Колядки воспитывают у детей положительные чувства, побуждают к творчеству, формируют чувство ответственности за сохранение традиций.
Рисуем маски скоморохов на Масленицу Масленичный разгуляй
Важно, чтобы дети имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья. Все это дополняет социальный опыт ребенка, откладывается в памяти как приятные воспоминания детства, связанные с родным селом, краем.
Важной частью работы по воспитанию чувства гордости за любимое село, край является формирование у детей представлений о знаменитых людях, прославивших их (ученые, военные, писатели, художники, народные умельцы, поэты).
На примере конкретных имен можно дать детям знания о лучших качествах русских людей: отзывчивости, ответственности, стойкости, героизме, умении защищать свою Родину. Свои впечатления дошкольники могут отразить в инициативно-созидательной деятельности (продуктах своего и совместного с родителями творчества).
В процессе работы по воспитанию чувства любви и сопричастности к родному селу и краю большое значение следует придавать трудовой деятельности детей. В этом возрасте они многое умеют делать самостоятельно, поэтому важно обратить внимание на труд других, на то, что все окружающее ребенка (вещи, предметы и т. п., сделано руками людей разных профессий, благодаря усилиям которых, село и край становятся чище и лучше.